Трампа не спасти. Пять невеселых сценариев
Все минувшие выходные американская пресса без устали перемывала кости своему президенту за очередной его странный поступок
Как только что выяснилось из независимых источников, во время недавнего саммита «Большой двадцатки» в Гамбурге американский президент провел не один, а два разговора с российским коллегой.
Если о первом хорошо было известно – его снимали фотографы и операторы, – то вторая встреча состоялась за закрытыми дверями, на обеде в честь мировых лидеров, который устроила Ангела Меркель.
Во время этого обеда Дональд Трамп поднялся из-за стола, подсел к Владимиру Путину и битый час о чем-то с ним говорил. Политологов и журналистов удивило сразу несколько обстоятельств этой встречи.
Во-первых, целую неделю о ней никто ничего не сообщал. Сам факт разговора двух лидеров стал достоянием гласности благодаря утечкам информации в прессу. Белый дом нехотя подтвердил, что да, было дело, поговорили.
Во-вторых, вопреки всем писаным и неписаным нормам дипломатического протокола, президенты говорили только через одного переводчика – российского. С американской стороны Трамп был единственным свидетелем и участником этого разговора.
В-третьих, никто толком не может пояснить, о чем именно целый час говорили лидеры двух стран. Путин молчит, а версии Трампа меняются от одного интервью к другому. Сводятся они, правда, к одному: просто за жизнь поговорили, ничего особенного.
Вполне может быть, что президенты и правда обсуждали погоду, сериалы, еду на банкете или что-то такое. Трамп действительно любит поговорить на отвлеченные темы. Но американцы насмерть перепуганы все более разветвленными связями его администрации с Россией. Они боятся, что их президент без свидетелей сливал злому Владу, как его называют в США, интересы Родины.
Редакционная статья газеты The New York Times, посвященная этой беседе, вышла с весьма показательной иллюстрацией, которую я считаю настоящим шедевром и произведением искусства – президенты РФ и США в ней слиты воедино.
Не менее влиятельная The Washington Post пошла еще дальше. Ее политический обозреватель Дженнифер Рубин на основании последних событий пришла к однозначному выводу: президентство Дональда Трампа заканчивается. Спасти его уже невозможно.
Она привела пять вероятных сценариев развития событий, которые заканчиваются для президента США совсем невесело.
Первый: республиканцы в Конгрессе, несмотря на улики против Трампа, встают на его защиту. В этом случае легитимность главы государства будет серьезно подорвана, а сама Республиканская партия столкнется с серьезным внутренним кризисом.
Второй: республиканцы защищают Трампа от импичмента, но в то же время позволяют работать спецпрокурору по его делу. В этом случае демократы в 2018 году получат большинство в обеих палатах Конгресса и окончательно испортят жизнь хозяину Белого дома – он просто не сможет принять ни одного закона.
Третий: сам Трамп отказывается выполнять предписания спецпрокурора и судов по своему делу. Такое тоже может теоретически быть. Страна погружается в тяжелейший конституционный кризис: если даже президент не исполняет законы.
Четвертый: под грузом доказательств своей вины Трамп жалуется, что стал жертвой «охоты на ведьм», объявляет, что сделал Америку великой (то есть исполнил свое главное обещание) и уходит в отставку.
Пятый: демократы и республиканцы вместе увольняют президента с помощью импичмента.
Дженнифер Рубин пишет, что есть и шестой вариант – прокурор снимет с Трампа все обвинения. Однако, по ее мнению, этот сценарий самый маловероятный. Обозреватель считает, что доказательств связей президента с Москвой и так предостаточно, а увольнение главы ФБР Джеймса Коми – последний гвоздь в крышку этого гроба.
Тут важно подчеркнуть одну важную деталь. Все эти сценарии описаны не безымянным автором газеты про чертей, инопланетян и звездах эстрады. Это выводы весьма уважаемого журналиста в одной из наиболее серьезных газет США и мира. The Washington Post крайне аккуратно относится к публикуемой информации. Откровенной ерунды там не пишут.
Все указывает на то, что для Дональда Трампа и правда наступают непростые времена. Я думаю, что его все-таки уволят. Весь вопрос в том, как именно.