Кремлевская озабоченность
Такое впечатление, что мы имеем дело с очень запущенной формой шизофрении у руководства РФ.
В Кремле снова выразили серьезную озабоченность. Или, если цитировать «рупор Путина» Дмитрия Пескова дословно – они сейчас "существенно обеспокоены", что возможное в будущем вступление Украины в НАТО дестабилизирует Европу. Такая трогательная забота России о стабильности в Европе после финансовых вливаний в радикалов всех мастей, вооруженной агрессии в Крыму и на Донбассе просто умиляет. Логика железная, вернее их две – железных и противоположных. Остазия всегда воевала с Океанией. А приколоченный намертво флюгер создает иллюзию стабильности метеоусловий.
Кстати, о погоде. Такое впечатление, что мы имеем дело с очень запущенной формой шизофрении у руководства РФ. Подул ветер в голове в одну сторону – война, агрессия, радиоактивный пепел, нарушение самолетами чужих границ, удары по мирным городам в Сирии для увеличения потока мигрантов. Поменялся ветер – и забеспокоились о мире и стабильности в ЕС. Так это не к НАТО и не к Украине надо обращаться, а к профильным специалистам в белых халатах. Этот синдром «Мери Попинс» ни к чему хорошему не приведет.
Резкое обострение «существенной обеспокоенности» наших северных соседей вызвано совместным заявлением президента Петра Порошенко и генсека Альянса Йенса Столтенберга о введении плана действий по членству Украины в Альянсе. Да, действительно, во время визита Столтенберга в Киев упущенная при Ющенко возможность получить ПДЧ с НАТО у нашей страны получил второе дыхание. Шансы выйти на стандарты к 2020 году при той скорости изменений, которую мы видим последние три года, вполне реальны.
Да, 5% бюджета, которые тратит Украина, это меньше, чем 2%, которые требует от европейцев тратить президент США на оборонку. Но у нас, можно сказать, единственная боеспособная армия с опытом войны в последние годы. Войны именно с тем противником, который для НАТО в списке приоритетных. Они долго этого добивались и добились. Так что сотрудничество Украины и Альянса очень даже интересно. А деньги без тех, кто умеет правильно использовать оружие, ничего не решают. Они такая же добыча.
Что характерно, такие заявления звучат на фоне стартовавших 10 июля украинско-американских военно-морских учений Си Бриз-2017. Но украино-американские это просто название. По факту к ним присоединились армии 16 стран мира. Очень характерно обозначена цель этих учений: «Проведение многонациональной морской операции по безопасности в кризисном регионе". До Крыма и российских баз рукой подать – чем вам не кризисный регион? Можно, конечно, считать эти учения и заявления Украины и НАТО по ПДЧ простым совпадением. Как и неутешительные для Кремля результаты саммита «Большой двадцатки» и переговоров Трампа с Путиным. Хотя, на мой взгляд, многовато совпадений.
Самое смешное в этой ситуации с «существенной обеспокоенностью» Кремля является тот простой факт, что до последнего времени опросы показывали, что большинство украинцев в НАТО особо не стремится. Да и Альянс был настроен скорее на сотрудничество с РФ, на разумные компромиссы и с пониманием относился к категорическим требованиям Москвы не накалять обстановку, давая Киеву ПДЧ. Но несколько «блестящих» операций Кремля в Крыму, Донбассе и Сирии убедили украинцев в том, что НАТО это как раз то, что доктор прописал. В свою очередь в Альянсе приняли, как данность, что с бешеной собачкой дружить слишком рискованно – сосиски она принимает охотно, но тяпнуть за ногу может без всяких на то причин. А против буйного соседа дружить – самый логичный выход.
Понятно, что получение ПДЧ да еще в перспективе это совсем не реальное членство в Альянсе. Но уже сейчас можно закрепить на уровне закона формат «НАТО+», который активно обсуждали Украина, страны Балтии и представители НАТО в Киеве на форуме безопасности несколько месяцев назад. Можно, пользуясь случаем, закрепить наш курс в НАТО не законом, а изменениями в Конституцию. Чтобы даже временные политические победы «Пятой колонны Кремля» и их замаскированных союзников не смогли ничего изменить на уровне стратегии. Любой путь состоит из многих маленьких шагов. А в Кремле пусть привычно борется глубокая озадаченность с глубокой озабоченностью. Это их естественное состояние…