Научиться войне: Почему нельзя разрушать военные академии
Уже который месяц львовская общественность и руководство Министерства обороны Украины не могут найти общего языка относительно судьбы Национальной академии сухопутных войск имени Петра Сагайдачного/
В планах министерства - возрождение Института танковых войск в Харькове. Однако эта вполне оправданная мера должна осуществиться за счет отказа от подготовки танкистов в стенах академии во Львове.
Украине нужна большая армия, нужны новые военные учебные заведения, к которым необходимо вернуться после массового закрытия военных училищ в годы после краха СССР. Однако не менее очевидно другое: воссоздание одних военных высших учебных заведений не должно осуществляться путем дробления уже существующих.
Военная академия - это настоящее национальное достояние. Это учебное заведение, в котором не просто обучаются будущие офицеры, но создаётся военная элита. Национальную академию сухопутных войск нужно не ослаблять, а усиливать. Я хотел бы просто напомнить об одной страничке в истории этого учебного заведения - тогда Львовского военного института. После обретения независимости отказались от обучения в его стенах военных журналистов.
Казалось бы, какое значение имеет такая «гражданская» специальность для армии - не танкисты, не саперы, не летчики. Между тем, факультет военной журналистики Львовского военно-политического училища был лучшим таким факультетом во всем Советском Союзе, настоящей легендой и для ребят, которые мечтали об армии, и для ребят, которые мечтали о журналистике. Мы могли бы обернуть советскую традицию себе на пользу - но легкомысленно от нее отказались.
А ведь то, что современная Россия так сильна в пропагандистской войне, связано во многом с сохранением этой традиции - и с тем, что у нас практически не оказалось специалистов, которые могли бы ей противостоять, которые вообще понимали бы, о чем идет речь. Их почти не осталось ни в Министерстве обороны, ни в Генеральном штабе, ни на «гражданке». Мы дорого за это заплатили - и продолжаем платить.
Неужели танкистов или саперов, которые обучаются во Львове сегодня, ждет судьба тех ребят, которые обучались во Львове военной журналистике вчера - судьба людей, которые будут присутствовать при отказе от традиции и среды.
А ведь традиция и среда не менее важны для воспитания настоящего офицера, чем учебники и учения. Традиция Национальной академии создаётся на наших глазах в среде города и региона, население которого никогда не колебалось в оценке государственных приоритетов, в понимании того, кто друг, а кто враг.
Задача государства, функция Министерства обороны - помочь в становлении одной из немногих украинских военных академий, а не разрушать ее.