В кармане паспорт на имя Валерия Войтенко. Неприметного пенсионера, скромного ветерана труда. Паспорт украинский. Добротно сделанный мастером своего дела. Нужно было только дрожащей рукой просунуть корочку с проклятым тризубом в окошко. Застенчиво улыбаться и неловко шутить с «погранцом» в будке. Выдержать несколько минут идиотского спектакля. Чтобы на той стороне превратиться в настоящего российского полковника. Волевого, жесткого. Бывшего начальника личной охраны президента непризнанного Приднестровья. Действующего инструктора донбасских боевиков. Близкого друга «Гиви» и «Моторолы». Но у него не получилось.
Он до сих пор думает, что переиграл на границе. Прокололся на переходе из Украины в Приднестровье. На самом деле, контрразведчики давно знали, что под именем «Валерий Войтенко» скрывается некий «Саныч». Известный в Москве как полковник ВДВ Валерий Гратов.
Украинская контрразведка получила данные о намерении ФСБ Российской Федерации назначить заместителем «министра госбезопасности Приднестровья» своего человека. Главное условие – он должен быть кадровым российский военным с опытом боевых действий. На Донбассе. На стороне боевиков.
Такой человек довольно быстро нашелся. Гратов Валерий Александрович. Российский офицер-десантник, семь лет подряд охранявший лидера Приднестровья Игоря Смирнова. С окончанием «эры Смирнова» его главный охранник перебрался в Москву. А с четырнадцатого года полковник Гратов на Донбассе. Официально – глава «Союза десантников Донбасса».
Настоящий полковник старается изо всех сил изобразить из себя свадебного генерала. «Да что ж я там незаконного делал?» - панибратски говорил «Саныч» контрразведчикам, задержавшим его. – «Медали юбилейные раздавал, и всё».
Нет, не всё.
Вот выдержки из инструкции, которую полковник Гратов передал из Москвы в неспокойный Донецк – вдумайтесь! - еще в начале четырнадцатого. Когда войны на Донбассе, казалось, можно было избежать. Обратите внимание. В инструкции содержатся также подсказки боевикам, как избежать наказания. Орфография сохранена:
«БТР нужно жечь колеса коктейлями по одному борту. Соответственно, группы должны быть далеко не только в областной госадминистрации, а УЖЕ бродить по городу в гражданском. Срочно всех с бутылками бензина в одном кармане и платком в другом кармане (нет состава преступления до втыкания платка в горлышко) на крыши домов вокруг ОГА – они должны просто КИДАТЬ и КИДАТЬ коктейли на головы Хунты».
Именно так… Он был одним из тех, кого послали сюда разжигать эту войну. Сначала коктейлями Молотова. Потом чем-то потяжелее и помощнее. Летом пятнадцатого Гратова снимали на блок-посту, перед которым был установлен плакат: «Укропы, добро пожаловать в ад!» А ведь золотые слова, правдивые. За блок-постом действительно начинался ад, обустраивать который и прислали сюда из Москвы полковника «Саныча». Командир так называемой «войсковой части 08805», а, проще говоря, одного из незаконных вооруженных формирований на Донбассе, шлет письмо… в Государственную Думу Российской Федерации:
«С 29.08.2014 года Гратов Валерий Александрович находился в зоне боевых действий в Луганской Народной Респулике и Донецкой Народной Республике по настоящее время. В частности, был отмечен за выполнение боевых задач… Участие в боевых действиях: Луганск, Алчевск, Горловка, Макевка, Донецк, Снежное, Иловайск, Енакиево, Углегорск, Дебальцево».
Обратите внимание на дату - 29 августа 2014-го - и на один из пунктов украинского маршрута «Саныча». Иловайск. Это время и место прямого российского вторжения на территорию Украины. Вероломного вторжения тех самых воздушно-десантных войск РФ, форму которых носит Гратов.
В его портфолио масса фотографий со знаменитыми донбасскими мясниками. Живыми и мертвыми. Гратов с «Моторолой». Гратов с «Гиви». Гратов с Мозговым… С Безлером… С Захарченко… В галерее «Саныча» есть и полоумный Басурин, и хитроватый Пургин. Но эти актеры второго плана только дополняют тот ярчайший паноптикум, в котором Гратов всегда находит достойное место и принимает фотогеничные позы.
Кстати, во время гулянок покойный «Моторола», бывало, хвастался своим фото с Гратовым. В одной руке «бухло», в другой – глянцевый «Саныч». Камера остановила и это прекрасное мгновение.
Вот полковник позирует с автоматом в руках на въезде в только что захваченный украинский город Дебальцево. «Да я ж просто с гуманитарной миссией туда приехал», - тихо, извиняющимся тоном, бормочет он. – «Автомат мне сунули в руки. Ну, я и взял его». В тот момент, когда «Саныч» говорит эти слова, он и впрямь похож на советского пенсионера. И даже как-то хочется старику поверить. Но когда этот «славный дед» теряет самоконтроль, маска с него слетает. Вот он, настоящий десантник советской закалки. Ненавидящий «хунту» всеми фибрами своей русской души.
«Мы запрыгнули в окоп, а там двое. Ну, взяли их в плен. «Чего стреляли?» - говорю им. Они то молчат, то мычат», - бросает он. И тут же замолкает. Понимает, что одной фразой развалил весь и без того непрочный фундамент своей защиты. Не знаю, где сейчас эти двое несчастных. Возможно, им повезло остаться в живых, и они, пройдя через ад плена, вернулись домой. Возможно, они увидят эти фото и вспомнят бравого российского полковника. С автоматом наперевес. Пытающегося всеми правдами и неправдами избежать наказания и вернуться в свой убогий, но привычный, «русский мир».