Страх и ненависть в России
Или когда россияне перестанут бояться и ненавидеть по указке Кремля и начнут думать без помощи телевизора.
Если попытаться определить главное чувство среднестатистического россиянина, то, скорее всего, это будет страх. Само собой, есть и индивидуальные чувства – любовь к любимой девушке, жене или мужу, к детям, некоторые любят животных, многие пафосно говорят о любви к родине, но главное чувство все-таки – страх. Вторичное чувство – ненависть. Вот почему "русский мир" именно такой, и никакой иначе, пишет Олег Панфилов для ТСН. Вот почему россияне меняли опричнину на крепостничество, большевизм на путинизм, периодически с патологической нежностью ностальгируя по диктаторам и репрессиям.
Во многих поколениях люди воспитывались в ненависти и страхе, что сформировало специфически российское отношение к смертям – пусть посадят мою жену или даже меня самого, как это часто случалось в 1930-х годах, я стерплю. А если еще и не меня или мою, а соседа – так стерплю еще охотней.
За исключением "Левада-центра", все остальные социологические центры в России – государственные. Манипулируют ли они цифрами и общественным мнением – дело второстепенное, главное, что они часто проводят опросы, которые укрепляют Путина и его власть в правильных решениях. Если социологи говорят, что россиянам нравится цензура, то это – хороший повод для "закручивания гаек", ограничения альтернативной информации, которая могла бы помешать "правильному" восприятию кремлевского вранья.
Периодически исследования касаются отношения россиян к Западу – насколько россияне ненавидят США, европейские страны и их "приспешников" – Грузию, Молдову, Украину. Если видно, что недостаточно ненавидят, то в топку пропаганды подбрасываются дополнительные дрова – про поедание бандеровцами русскоязычных младенцев, про фашиствующих грузин, которые зверски расправляются с мирно спящими жителями Цхинвали.
Вся советская идеология держалась на трех китах, как и когда-то имперская триада графа Уварова – только "самодержавие-православие-народность" заменили "вождь-коммунизм-армия". Вождь всем повелевает, раздает ценные указания, поскольку разбирается во всем – от пубертатного периода подрастающего поколения до ранних всходов моркови в Смоленской области. Коммунизм – это религия, вера в светлое будущее, а каким оно будет, знает только вождь, который протягивает длань вдаль, указывая, откуда оно, светлое будущее придет. Армия – это, как учили в советских семьях, школа жизни. Без армии невозможно стать мужчиной, а поскольку советская армия постоянно где-то воевала и убивала, то стать мужчиной, не убив никого, стало почти невозможно.
В результате это чудовищной селекции получился подвид "россиянин современный", который голосует за того, на кого покажет телевизор, ненавидит того, о ком больше всего говорит телевизор, и по-прежнему любит убийц, которых гордо называют "защитниками родины", хотя на территорию России захватчики не приходили 76 лет. И поскольку их к тому же не слишком заботят права, законы и свободы, они оказались идеальным для Путина материалом. Пластилином, с которым можно делать что угодно. А чтобы определиться, как его дальше лепить и куда гнуть свою линию, государственные социологические институты время от времени проводят "исследования". Вот на днях ВЦИОМ (Всероссийский центр общественного мнения) опубликовал результаты опроса на тему "Сталинские репрессии: преступление или наказание?"
Результаты должны понравиться Кремлю: во-первых, как оказалось, четверть из опрошенных молодых людей 18-24 лет уже ничего не знают о сталинских репрессиях – это как раз поколение, выросшее при Путине, восстановившем традиции советской пропаганды. На телевидении сейчас очень редко говорят о преступлениях Сталина, разве только кто-то на ток-шоу вскользь упомянет, фильмов или передач о происходившем в СССР в 1920-1930-е годы практически нет. В школьных учебниках этому кровавому периоду истории посвящены несколько абзацев. Итого 16% опрошенных считают, что приговоры были справедливыми или скорее справедливыми, а 43% при 8% затруднившихся ответить выбрали вариант ответа "репрессии были вынужденной мерой, которая позволила Сталину обеспечить порядок в обществе".
Последний вопрос – как подсказка Путину: именно "порядок в обществе" так необходим населению, которое под "порядком" подразумевает не закон или правосудие, а то, что скажет вождь. Тогда Сталин, сейчас – Путин. Этот опрос – лишь промежуточный в оценке морального состояния россиян, которые четвертый год ждут, когда армия захватит Украину, как девять лет назад они желали видеть покоренной Грузию, а в первый год правления Путина радовалось стоящей на коленях Чечне. Кажется, что россиянам, как и советским людям, незнакомо слово "закон". У них выработалась твердая привычка относиться к нему наплевательски, прежде всего потому, что "закон" всегда в руках более или менее мелкого чиновника, в масштабах страны – верховного чиновника, то есть вождя.
Поэтому россияне недоумевают, когда им напоминают о том, что Крым захвачен в нарушение международного законодательства, и если Россия член международного сообщества, то должна соблюдать Устав ООН. И любые референдумы или изменения государственного устройства должны признаваться международным сообществом, а не кучкой российских чиновников.
Пропаганда в России заменила образование, образование стало пропагандой, они друг друга взаимно заменяют, любые попытки прорвать эту круговую оборону ни к чему не приводят. Когда была практически закончена работа над новым пропагандистским шедевром фильмом "28 панфиловцев", блогеры опять напомнили о том, что еще в 1948 году главный военный прокурор ВС СССР страны, генерал-лейтенант юстиции Николай Афанасьев отправил генпрокурору Григорию Сафонову донесение о том, что история о "28 панфиловцах" – ложь. В том же году официальная версия подвига была изучена Главной военной прокуратурой СССР и признана литературным вымыслом.
Знали ли об этом режиссеры "28 панфиловцев" Андрей Шальопа и Ким Дружинин? Без сомнения, но в октябре 2016 министр культуры РФ Владимир Мединский критически отозвался о скептиках, которые ставят под сомнение "святую легенду" о 28 панфиловцах. Поскольку она, по его словам, является символом подвига народа в Великой Отечественной войне, вне зависимости от исторической реальности. А по оценке научного сотрудника Института российской истории РАН кандидата исторических наук Константина Дроздова, бой у разъезда Дубосеково сыграл "исключительную мобилизующую роль, став примером стойкости, мужества и самопожертвования". То есть ложь стала "правдой". И весьма продаваемой, если верить официальным цифрам. А согласно им на изготовление фильма было потрачено 150 миллионов рублей, а выручено – 385 миллионов.
Все, чему предлагают российские историки и кинематографисты – лишь часть пропагандистской машины, которые лгут об одном, но скрывают самую жестокую часть войны – безграмотное планирование военных операций, миллионы погибших, брошенных в заведомые "котлы" или атаки за незначительные высоты. Ложь всегда имеет целью заменить реальность, а заодно подпитать ненависть и страх как альтернативу разуму и знаниям.
Если бы социологические опросы сопровождались дополнительными вопросами о том, как соотносится поддержка репрессий с христианскими ценностями, а пропаганда – с одной из заповедей, то исследователи рисковали бы получить удивительный результат, к православию не имеющий никакого отношения. Россияне давно уже равнодушно воспринимают церемонии освящения оружия в очередной войне России против соседей, стреляющих из автоматов и гранатометов священников, иконы с ликом Сталина.
Россиянам уже давно ненависть заменяем им разум. Опросы общественного мнения, определяющие отношение жителей РФ к Грузии, менялось несколько раз: до войны 2008 года это была одна из самых любимых постсоветских стран, с 2008 года Грузия стала одной из вражеских. Закончился второй президентский срок Саакашвили, и россияне снова возлюбили Грузию, хотя новые власти отношения к России особо не изменили, разве что стали реже называть ее страной-оккупантом.
Словно по мановению волшебной палочки – как махнули из Кремля, так и относимся, сказали любить – любим, сказали ненавидеть – с большим удовольствием. Так было с Чечней, которая вдруг стала близким другом России после стольких лет вражды, хотя денег, которые в виде откупа посылаются в Грозный, хватило бы на строительство нескольких тысяч больниц и школ. Так наверняка будет и с Украиной, но только в случае освобождения Крыма и Донбасса, когда россияне у их ненависти и страха перед украинцами уже не будет идеологической и пропагандистской подпитки.
Но пока Россия находится во власти страха, и машина ненависти не дает сбоя. Когда нет альтернативы, то есть только путь вперед, его когда-то называли "светлый путь к коммунизму" или "путь марксизма-ленинизма", теперь это путь путинизма-медведизма. Одновременно с ВЦИОМ Аналитический центр Юрия Левады ("Левада-центр") провел опрос, в котором россиян спрашивали, "какую линию, по вашему мнению, должен проводить избранный в 2018 году президент".
Треть опрошенных (34%) заявили, что "более жесткую, чем сейчас", 42% — что такую же. Лишь 12% респондентов заявили о необходимости либерализации, еще столько же затруднились с ответом. Отвечая на вопрос о линии президента во внешней политике, большинство опрошенных (56%) заявили, что она не должна меняться. "За более жесткую конфронтацию с Западом" выступили 19%, за снижение конфронтации — 13%. Еще 12% опрошенных затруднились с ответом.
Поскольку рядовые россияне понятия не имеют о том, как развивается мировая экономика, толком не понимают, как действуют введенные против России санкции, то не могут и спрогнозировать свое будущее. Путину выгодно держать россиян за бездумное быдло, не способное задать власти элементарный вопрос – где то самое "светлое будущее", которое им обещают последние 100 лет. В ответ они получают новый заряд ненависти – к США, европейским странам, к Украине, Грузии, Молдове. А если ненависть, то надо убивать врагов, потому что "если не мы, то они нас" – формула, с помощью которой поддерживается страх, а с ним и ненависть. И конца этому пока не видно…