О подготовке визита Рекса Тиллерсона в Украину стало известно еще во время визита украинской делегации во главе с Петром Порошенко в Вашингтон в середине июня.
Накануне этого визита Тиллерсон сделал довольно неоднозначное заявление для американской прессы, вызвавшее много спекуляций. Госсекретарь сказал, что Украина и Россия должны напрямую договориться относительно формата урегулирования в рамках Минских соглашений. Он также предположил, что возможен новый формат договоренностей, очевидно имея ввиду, что нормандский формат может прекратить свое существование, поскольку требования, прописанные в Минских соглашениях, в любом случае не выполняются.
Однако сразу после своего визита в США, Петр Порошенко встретился в Париже с новоизбранным президентом Франции Эммануэлем Макроном и озвучил для прессы принципы «формулы Макрона», которая касается переформатирования международных гарантий и создания новой площадки для урегулирования кризиса на Донбассе, созданного российской агрессией.
Украинский кризис должен быть урегулирован при участии США. Поэтому этот новый формат может предусматривать участие Соединенных Штатов в качестве одной из сторон переговоров. Украинские дипломаты – в частности Павел Климкин – давно выдвигали гипотезу создания новой площадки. Так называемого Будапештского формата, куда войдут все страны-гаранты Будапештского меморандума 1994 года: Великобритания, США, Россия.
Соответственно, визит Тиллерсона – это продолжение той повестки, которая была задана визитом Порошенко в Вашингтон. Большое количество договоренностей, достигнутых тогда по линии Минобороны и Пентагона, по линии Министерства энергетики (речь о поставках американского угля), по вопросам более широкого участия Америки в урегулировании украинского кризиса.
Тиллерсон прилетит в Киев сразу после саммита G20, где произойдет встреча Трампа с Путиным. Кроме того, у Путина будет рабочий завтрак с Макроном и Меркель, где они будут обсуждать вопрос Украины. Соответственно, Тиллерсон приедет уже с готовыми сообщениями, которые будут аккумулированы по результатам общения Трампа с Путиным, а также общения Путина с лидерами Франции и Германии.
Говоря об отношении нового госсекретаря к Украине в целом, нужно избавиться от таких штампов, как проукраинская или пророссийская позиция. Речь идет об американской администрации, и единственная повестка, которая может у них быть – это проамериканская позиция. При Джоне Керри, повестка Госдепа звучала более четко, но нельзя забывать, что именно Обама допустил ряд ошибок, за которые его сейчас критикуют даже демократы. При его попустительстве Россия почувствовала свою силу и стала действовать более агрессивно не только в Украине, но и в Европе. Трамп и Тиллерсон значительно реже озвучивают антироссийские тезисы, но решения, которые сегодня принимает администрация и Совет национальной безопасности под руководством Макмастера, сильно бьют по российской экономике.
Важно также помнить, что любые заявления Тиллерсона не следует воспринимать как согласованную позицию администрации. Эти заявления могут быть подвергнуты дискуссии и ревизии в самих Соединенных Штатах. Почему? Потому что влияние Государственного департамента существенно снизилось, по сравнению с тем периодом, когда его возглавлял Джон Керри. Центр принятия решений по внешней политике переместился из Госдепа в Совет национальной безопасности (ставший по сути офисом вице-президента Майка Пенса) и в Конгресс. Поскольку американская система сдержек и противовесов работает даже в критические моменты, Конгресс сегодня играет все более значительную роль в процессе принятия решений. Поэтому на фоне ослабления Госдепа, любые предложения Тиллерсона потребуют одобрения со стороны СНБ, Пенса, Макмастера и Конгресса.