Российские вещатели не будут учить для этого китайский. Вещание будет вестись на русском, "картинку" сопроводят китайскими субтитрами. По стратегическому замыслу, "Катюша" вскоре покроет всю территорию Китая. Как известно, китайцев на планете больше всего. Сколько миллионов радостно откроет и примет для себя "русский мир" - пока неизвестно. Зато точно известно следующее.
Во-первых, россияне обожают символы, а в названии их ориентированного на Китай – символ войны. Потому что "Катюша" - не женское имя и даже не название одноименной песни, до сих пор популярной в России как одна из примет 9 мая. Так назвали советское реактивное оружие, прототип нынешних российских "Градов", "БУКов" и прочих "Буратин". Поэтому россияне уже не скрывают: их СМИ, прежде всего телевидение, особенно ориентированное на экспорт, является оружием массового поражения.
Во-вторых, в прошлом году президент РФ Владимир Путин утвердил новую концепцию российской внешней политики. В ней, в частности, говорится о необходимости "укрепления российских СМИ в глобальном информационном пространстве". Результат не замедлил сказаться: российская сеть (Russia Today) получила 1,22 млрд рублей (более 500 млн грн) из федерального бюджета для запуска вещания на французском в 2017 году.
Не хочется, да и не имеет смысла в очередной раз пенять на Украину с ее мертворожденным Министерством информационной политики. Говорить, что внутри нашей воюющей уже три года страны эффективно работает какая-то пропаганда, кроме российской и пророссийской – грубая ошибка. Все проукраинские СМИ, собранные вместе, проигрывают "Вестям" с сухим счетом, не начав борьбы. Так же украинская позиция не транслируется в мире. И речь не только о Европе и США, но также Китае, куда российский пропагандистский спрут добрался легким росчерком пера российского национального лидера.
Можно всуе упомянуть бюджет упомянутой выше французской версии Russia Today, который равен сумме, выделенной в этом году из украинского бюджета на национальное кинопроизводство. Деньги выделяются на развитие украинского кино, на представление его в мире, но – не для ежедневного агрессивного информационного вещания. Однако меряться бюджетами и даже заданными целями в заданном контексте бессмысленно. Ведь подобную ситуацию, а именно – беспомощность перед российской пропагандой, которую "гибридно" именуют информационным вещанием, переживает не только небогатая Украина, но и значительно более богатые страны.
Если вы поедете в Европу и включите в гостинице телевизор, там будет несколько национальных каналов – и непременно один российский. С субтитрами или без, зависит от страны. В Грузии, Болгарии, Латвии – без. В Германии, Франции или Италии субтитры прилагаются. Но в той же Франции не увидите американского канала пропагандистского содержания. Хоть и считается, что Америка со своим агрессивным экспортом "правильной" демократии уже раздражает Старый Мир. В Польше нет испанских СМИ, адаптированных к польскому понимание. В Чехии не пропагандируют, например, "немецкий мир". А скандинавские страны, Северная Европа, не покрыты круглосуточным информационным вещанием из Южной Европы. И, наоборот, не занимаются экспортом собственного менталитета и стиля жизни.
Мы вслух говорим о незащищенности бедной Украины и бездарно потраченном времени на создание защитных бастионов. Но богатый Запад, оказывается, так же не защищен от российской пропаганды и подвергается ее воздействию. Ошибется тот, кто скажет, что поддается неохотно. И никто не способен ничего адекватного противопоставить в ответ. Начав, например, экспорт антироссийской пропаганды.