Теневая экономика обычно делится на «серую» и «черную». К «черной» относится наркотраффик, проституция, торговля людьми, оружием. К «серой» - производство контрафактной и не учитываемой продукции, уход от уплаты налогов. Именно об этой части теневой экономики пойдет речь в статье. Украинская теневая экономика глубоко уходит корнями в советское прошлое. Мы прекрасно помним, что починить «Жигули» можно было в государственном автосервисе (несколько месяцев дожидаясь своей очереди), но гораздо качественнее и быстрее с этой задачей справлялись специалисты, бравшиеся выполнить работу в неофициальном порядке. Равно как и лечить зубы было намного эффективнее «в частном порядке», нежели в районной поликлинике. В СССР починка авто или лечение зубов у частников обходилось дороже, но отличия в качестве предоставляемых услуг между ними и государством, превышали разницу цен. Конечно, стоит добавить, что во многих случаях популярность неофициальных услуг была вызвана тем, что в советские времена государство не могло количественно обеспечить потребности граждан. Тут уместно вспомнить и знаменитых «цеховиков», обеспечивавших советских граждан модными спортивными костюмами, дубленками и многим другим.
Но почему в современной Украине, где нет дефицита в предложении товаров и услуг (наоборот, во многих сферах они в изобилии и борьба идет за потребителя) столь высока доля теневой экономики? Ответ, лежащий на поверхности, отсылает нас к «кривой Лаффера», согласно которой превышение налоговыми изъятиями определенного порога (40-50%) приводит к тому, что часть предпринимателей сворачивают свою деятельность, а другая часть уходит «в тень». Данные Всемирного банка свидетельствуют о том, что по состоянию на конец 2016 года общая налоговая нагрузка на украинские предприятия составляла 52% от их прибыли, в то время как в среднем по странам-членам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) этот показатель находился на уровне 41%. А если еще учесть, что качество предоставляемых нашим государством услуг оставляет желать лучшего… Однако, у сторонников сохранения налоговой нагрузки на нынешнем уровне найдутся весомые аргументы в поддержку своей точки зрения. Эти доводы будут базироваться на необходимости сохранения социальной стабильности, поэтому оспорить их будет непросто. Но ведь и большая доля теневой экономики, что обусловлено в том числе и высокой налоговой нагрузкой, ведет к снижению социальных гарантий из-за недопоступления налогов. Своеобразный замкнутый круг получается.
Пожалуй, в данном аспекте очень важно следующее –для того, чтобы предприятия и граждане не уходили «в тень», они должны верить, что собираемые налоги будут использованы эффективно. Отсутствие такой уверенности в значительной мере способствует столь высокому удельному весу теневой экономики, который есть в Украине.
Легальная и «теневая» экономика тесно переплетены - и в Украине, и в мире. Например, не является редкостью ситуация, когда работающая в легитимном поле строительная компания ради экономии затрат прибегает к услугам субподрядчиков, организующих работу не оформленных официально рабочих. Или, когда легальный производитель, снова же с целью снижения расходов, сотрудничает с неформальными логистическими либо дистрибьюторским структурами.
Объективности ради стоит отметить, что теневая экономика создает определенное количество рабочих мест и в некоторых случаях способствует снижению стоимости продукции. Однако, нелегальная экономическая деятельность, как совокупность экономических правонарушений, наносит значительный урон экономике страны. Авторитетный исследователь проблем теневой экономики Э. де Сото утверждает, что последствия теневой экономики состоят в сложностях с формированием цельной макроэкономической политики, в замедлении научно-технического прогресса, уменьшении поступления инвестиций, снижении производительности в экономике, в постоянном удорожании коммунальных услуг. Все это мы отчетливо наблюдаем в нашей стране. Предложенный де Сото взгляд на теневую экономику позволяет рассматривать ее в качестве закономерной формы генезиса стихийных форм предпринимательства, сила которых особенно ярко проявляется в странах с недостаточно развитыми государственными институтами.
Естественно, мы должны по-разному относиться к ущербу от торговли без разрешения абрикосами у станции метро и к урону для экономики страны от нелегального производства и реализации спиртных напитков или лекарств (опасность для здоровья людей вследствие всего этого не менее серьезна, чем экономический ущерб). Очевидно, что контролировать старушек, которые продают в неположенных для торговли местах выращенные на своем огороде овощи, сложно и непродуктивно. Но государство обязано намного более эффективно бороться с теневой экономикой, оперирующей, так сказать, промышленными масштабами.
Тройка отраслей-лидеров украинской теневой экономики выглядит следующим образом: финансовая и страховая сфера, добывающая промышленность, операции с недвижимостью.
В этой связи нужно помнить о проблеме денег, которые находятся вне банковской системы Украины. По оценке НБУ речь идет о примерно 300 млрд. грн. Наверняка, часть этих средств участвует в обеспечении работы теневой экономики. Поэтому вопросы обратного вовлечения в прозрачную экономику тех денег, которые были выведены из легального оборота, должны рассматриваться как первостепенно важные. Считаю, что меры, предпринимаемые Нацбанком для снижения доли наличных в обращении, содействуют возврату этих денег из теневой экономики.
Отдельного внимания заслуживает информация о том, что в 2016 году небанковские финансовые учреждения нарастили выдачу кредитов на 32%, что контрастирует на фоне стагнации банковского кредитования . Я не хочу бросить тень на добросовестные небанковские финансовые организации, но можем ли мы быть уверены, что часть кредитов, предоставленных небанковскими финучреждениями, не была направлена на обслуживание деятельности представителей теневой экономики?
Существует мнение, что теневая экономика в основном является атрибутом стран, не являющихся мировыми лидерами. В частности, принято считать, что она особенно распространена в странах бывшего социалистического лагеря, южноамериканских и азиатских государствах. Однако, в эту гипотезу не вписываются, например, Канада или Ирландия, где доля теневой экономики превышает 14% ВВП. С учетом размеров ВВП названных стран, их теневая экономика оценивается в очень серьезные суммы.
Можно утверждать, что, во-первых, теневая экономика есть практически во всех странах мира, а во-вторых, что причины возникновения и существования теневой экономики не столь просты и однозначны, как это принято считать. Она возникает не только в странах, где высокая налоговая нагрузка, сложности с получением разрешений на открытие бизнеса и с подключением к необходимой инфраструктуре, забюрократизированность систем разрешительного контроля. Теневая экономика базируется на многовековых традициях и поведенческих особенностях людей, на специфических сопряжениях культуры той или иной страны и ее государственных институтов, на экономической ментальности и традициях относительно доверия в том или ином обществе. Поэтому к анализу причин ее возникновения и поиску методов противодействия необходим мультидисциплинарный подход. Замечу, что помимо отрицательного экономического эффекта, теневая экономика негативно влияет и на морально-этические аспекты – обман укореняется в сознании общества как нечто обыденное.
Глубже понять вопросы, связанные с теневой экономикой, помогает теория институциональных ловушек, которую разработал экономист В.Полтерович. В случае с теневой экономикой речь идет о том, что большое количество хозяйствующих субъектов устойчиво отдают предпочтение неформальным правилам, игнорируя существующие нормы, формализованные в виде законов и нормативных актов. В итоге формируется теневое институциональное равновесие в виде компромисса хозяйствующих субъектов и потребителей их товаров и услуг, который базируется на выборочном соблюдении законов. Ключевая проблема состоит в том, что такие институциональные ловушки обусловлены именно массовым использованием неформальных норм поведения в экономике. Это снижает привлекательность использования тех экономических правил, которые находятся в легитимном поле. Теневая экономика в нашей стране является своеобразным механизмом недостаточной функциональности государственных институтов. А еще отечественные предприниматели «оптимизирует» налоговые платежи и производят неучтенную государством продукцию в том числе и потому, что аналогично поступают некоторые их конкуренты. Получается, что законопослушное поведение ведет к снижению конкурентоспособности. Как с этим бороться? Убежден, что нам нужно не только повышать издержки нелегальной экономической деятельности, но и снижать издержки деятельности легальной. Необходимо изменить ситуацию, при которой нарушение законов приносит большую выгоду, чем их соблюдение. В равной степени нужно предпринимать максимум усилий для того, чтобы теневая экономика не стала обыденностью в сознании украинского общества.
Так можно ли победить теневую экономику? Пока мировая практика указывает на то, что полная и безоговорочная победа над теневой экономикой маловероятна. Но, серьезные успехи ряда стран в борьбе с нею наводят на мысль о том, что дорогу осилит идущий.