Еще в конце мая я писал, что Славянская ТЭС, входящая в состав "Донбассэнерго" (формальный собственник Гуменюк, но по факту – Александр Янукович) интенсивно наращивает запасы антрацита. Согласно данным ГП НЭК "Укрэнерго" запасы антрацита на Славянской ТЭС выросли за одну лишь ночь в 4 раза - на 90 тыс. тонн. Еще 30 мая они показывали 34 тыс. тонн, а уже 31 мая – 124 тыс. тонн. Этот антрацит "Донбассэенрго" жжет для производства электроэнергии. А электроэнергию продает "Энергорынку" по цене импортного угля. Но вот незадача – никаких контрактов на поставки ни из Роттердама, ни из ЮАР, ни из Австралии у "Донбассэнерго" нет! А в Украине антрацит добывают только на неконтролируемой территории.
У меня возникли обоснованные подозрения – а не контрабанда ли это из ОРДЛО? С этой целью я направил депутатский запрос в Службу безопасности Украины. И вот на днях пришел ответ СБУ. Оказывается этот уголь …российский. И поставлен он ООО "Энергоинвест трейдинг", которая, в свою очередь, приобрела его у российского ООО "Южтранс" (РФ, Ростовская область, г. Шахты).
Я оставлю за скобками гипотезу о донбасском происхождении этого антрацита. Ведь согласно официальным данным РЖД из той части Донбасса, которая находится под контролем боевиков, в РФ вывозятся сотни тысяч тонн угля. С учетом того, что Россия в отношении антрацита страна профицитная (добывают больше, чем потребляют), то украинское направление его сбыта напрашивается само собой.
Но даже если в данном конкретном случае уголь не украли на захваченных украинских шахтах, а действительно добыли в Ростовской области – что это меняет для нас? Из антрацитовой зависимости от ОРДЛО Украина сползает в аналогичную зависимость от РФ.
И "Донбассэнерго" совсем не исключение из правил. Другая генерирующая компания – государственная (!) "Центрэнерго" - пыталась заключить договор на поставку 700 тыс. тонн антрацита с грузинкой фирмой Saqnakhishvili GIG Group. Только есть два нюанса. Уголь эта кампания добывает, конечно, но не тот - бурый и всего 400 тыс. тонн в год. А завезти планировали антрацит. Антрацитом грузины тоже занимаются – импортируют его в Грузию из РФ. Под давлением экспертного сообщества эту затею снесли и тендер был отменен. Понимаете, какой уголёк планировали нам завезти?
ДТЭК Ахметова тоже возит антрацит из РФ. Правда, клянутся, что только на Луганскую (Счастьинскую) ТЭС, на которую после блокады ведет единственная оставшаяся железнодорожная ветка – из России. Но совершенно же очевидно, что если другим позволено, то и ДТЭК забросит свои распиаренные контракты на поставки из ЮАР и начнет покупать более дешевый российский уголь и для остальных своих антрацитовых ТЭС.
Но и на этом "зрада" не заканчивается. Если в начале истории мой интерес вызывали источники поставок антрацита, то в процессе проявились факты, которые вообще на голову не налазят. Оказалось, что режим ЧС (чрезвычайной ситуации) в энергетике позволяет генерирующим компаниям, имеющим антрацитовые ТЭС зарабатывать баснословные прибыли на простое. И здесь снова отличилось "Донбассэнерго". Поточный тариф "Донбассэнерго" - 32 грн/кВт-ч (а в апреле были вообще 96 грн/кВт-ч). Чтоб вы понимали это в десятки раз выше, чем стимулирующий "зеленый тариф" для альтернативной энергетики!
Схема такая:
1. "Донбассэнерго" по бумагам показывает минимальные запасы антрацита на Славянской ТЭС.
2. Славянскую ТЭС переводят в резерв, устанавливают космический тариф и подключают время от времени небольшими объемами.
3. За эти минимальные "эксклюзивные" объемы выработки платят запредельные суммы.
А главное - сверхвысокие тарифы стимулируют "Донбассэнерго" и далее не осуществлять легальные поставки дорогого импортного антрацита из ЮАР, а по мелочам жечь то ли российский уголь, то ли дешевый сепарский контрабас. Я сам много лет занимался бизнесом. Я знаю, что такое бизнес и его проблемы. Но это не бизнес – это РАСПИЛ! Тупой примитивный распил и никакого отношения к бизнесу он не имеет. Я уже начинаю сомневаться, что в "Донбассэнерго" остался Саша Стоматолог. Не исключаю, что в доле некоторые власть предержащие "патриоты" в вышиванках.
Мораль сей басни такая – никакие запреты или блокады не заставят барыг и мародеров отказаться от поиска дыр для захода российского и донбасского антрацита. Единственный способ – отказываться от антрацита вообще. Нет, не сразу, конечно же. Но руководство отрасли должно жестко обозначить государственную позицию. Я со своей стороны вижу как минимум три шага, которые закроют коррупционные кормушки и избавят Украину от антрацитовой зависимости:
1. Заставить энергетиков форсировать перевод блоков с марки А на Г. И тут стимулы должны быть соответствующие – экономические. В действующих правилах ОРЭ (Оптового рынка электроэнергии) должен быть прописан четкий приоритет включения блоков, работающих на газовых углях. Это лучше любых запретов простимулирует собственников ТЭС перестраиваться на уголь марок Г и Д, которые в отличии от антрацита добываются в Днепропетровской, Львовской и Волынской областях.
2. Отменить режим чрезвычайной ситуации в энергетике. Уже даже неспециалисту видно, что это просто ширма для зарабатывания миллиардов на простое антрацитовых блоков. Для антрацитовых ТЭС не финансовые преференции нужны, а ежовые рукавицы – в резерве пусть и дальше стоят, но тариф должен быть не выше чем у тех, которые работают на марках Г и Д.
3. Министерству инфраструктуры необходимо срочно озаботиться прокладкой железнодорожной ветки на Луганскую ТЭС с территории Украины. Пока существует описанная выше логистическая проблема, ее даже на марку Г переводить бессмысленно – на каком бы угле ЛуТЭС не работала, его поставки будут осуществляться со стороны агрессора. От этой станции зависит энергоснабжение украинского севера Луганской области и беспечно оставаться заложниками монопольных поставок из РФ в ситуации активных боевых действий просто непозволительно.
Я понимаю, что данным текстом я наступаю на болевые мозоли множеству мародеров, сколачивающих состояния на манипуляциях с антрацитом. Но мне совершенно очевидно, что "антрацит головного мозга" – болезнь вполне излечимая. Было бы желание врачей.