В Соединенных Штатах вопрос Украины очень важен. С одной стороны Трамп попал в скандал с выборами, его подозревают в связях с Россией. С другой – ему необходимо как-то как-то коммуницировать с Россией по отдельным вопросам, где тоже надо показать успех. Это и вопрос Сирии, и ядерного оружия в Северной Корее, и, несомненно, Украина. Поэтому, чтобы политика США не казалась пророссийской, представители страны вынуждены консультироваться с Украиной.
Кроме того, во время предвыборной гонки Трамп дал серьезные обещания, которые заключаются в том, чтобы перенести производство из Мексики и Китая в Америку. Так быстро это сделать – нереально. И в результате после выборов Трамп сейчас не имеет никакого успеха, который можно показать. Поэтому внешняя политика может стать той сферой, где можно быстро показать успех.
В то же время нужно говорить о каких-то моментах, которые бы устраивали всех и не подставляли Трампа под очередную волну критики. Поэтому в вопросах внешней политики США Украина занимает серьезное место. Собственно во время встречи Тиллерсон будет обсуждать возможные шаги, направленные на мирное урегулирование Украино-российского конфликта, что позволит Трампу показать победу на внешнеполитическом фронте и одновременно не быть обвиненным в пророссийской позиции.
Также есть два сопроводительных вопроса. Во-первых, это вопрос возможного участия США в расширенном формате переговоров, вместо Нормандского. США не исключают такой возможности, даже намекают на нее. Но перед тем, как объявить о своем желании активно приобщиться к решению Украино-российского конфликта, стране необходимо знать, что они могут достичь результата – чтобы расширение с их участием мгновенно привело к какому-то успеху. А для этого надо проводить много предварительных консультаций, которыми, собственно, и занимается Тиллерсон.
И третий вопрос – это возможность военного усиления Украины за счет доступа к рынку американского оружия. И этот вопрос также нужно согласовывать так, чтобы это не противоречило политическим вопросом. Поэтому Тиллерсон приезжает в Киев и поэтому сейчас стали такими интенсивными контакты между украинским и американским истеблишментом.
Для Трампа успехом будет любое урегулирование Украино-российского конфликта, которое бы показало, что происходит деэскалация и россияне выводят войска и теоретически можно говорить о возможности снятия санкций, возможности заявить, что Россия начинает выполнять те нормы, которые, как правило, обязательны для всех без исключения стран. Это могло бы быть теоретическим успехом для США.
Стратегическая задача Украины – это принципиальное освобождение Крыма и Донбасса. А тактическая – предоставление оружия, сохранение санкций и единого фронта давления на Россию.