Украина и дерзкий экономический рывок
В недавно опубликованном рейтинге Глобального инновационного индекса Украина заняла 50-е место из 127 его участников. Хорошо это или плохо? Это как посмотреть. Приятно, что за год мы поднялись в данном рэнкинге на 6 позиций. Очень привлекательно выглядят наши позиции в этом рэнкинге на фоне, например, того, что Украина заняла 7-е место в рейтинге бедности. Или на фоне того, что Украина заняла первое место в исследовании о подверженности рискам мошенничества. Кстати, в глобальном рейтинге инноваций Bloomberg Украина на 42 месте.
Однако, 50-го места в рейтинге инновационности явно недостаточно для дерзкого экономического рывка, который наша страна должна совершить. Почему?
Необходимость срочных действий по созданию режима максимального благоприятствования отечественным инноваторам обусловлена переменами, которые происходят в глобальной экономике. Укрупнено я имею в виду следующее:
- значительное повышение роли программного обеспечения в производстве конечной продукции.
- существенный рост использования новых инновационных материалов в производстве, которые постепенно заменяют привычные нам материалы (например, черные металлы).
- повышение роли автоматизации в производстве, вплоть до постепенной замены людей как производственных единиц, роботами.
- привычное всем нам субтрактивное производство будет постепенно меняться на аддитивное производство (3-D печать), которое намного более экономично с точки зрения затрат на производство (экономится до 90% энергии и ресурсов по сравнению с субтрактивным).
Все это кардинально изменит доминирующий сейчас способ производства продукции. Нынешняя Украина – страна уклада Второй промреволюции. А его роль в мировом производстве неуклонно снижается, и будет снижаться дальше. Проявление этого мы видим, например, в постепенном закате до недавнего времени мощной украинской металлургической отрасли.
Поэтому нашей задачей должна стать трансформация украинской экономки в направлении, заданном приведенными векторами развития мировой экономики. А без инновационного развития – это нереально.
Наверняка, найдется немало скептиков, которые скажут — отставание Украины от более инновационно развитых стран столь велико, что это уже непреодолимо. Я осознаю сложность ситуации, но готов поспорить с пессимистами. Инновации и технический прогресс встречались в истории довольно часто. Римляне изобрели бетон, а также существенно усовершенствовали акведук и арку. Китайцы изобрели бумагу, счеты, шлюзы, компас. Изобретению ветряной мельницы, обсерваторий, часов мы обязаны индийским и мусульманским обществам. Но практически всегда подобные совокупности изобретений и их внедрений приходились на определенный отрезок времени для определенной нации, как бы знаменуя ее «золотой век», который постепенно заканчивался (сменяясь для кого застоем, а для кого и упадком).
Исследователь экономики Кардуэлл сформулировал правило, которое называют «законом Кардуэлла» - в большинстве обществ технологическая креативность наблюдается лишь на протяжении относительно коротких (по историческим меркам) периодов времени. Нет ничего невозможного, за исключением того, что невозможно в соответствии с законами физики — я не вижу каких-то безусловных причин для того, чтобы среди украинцев не было достаточной массы индивидов, способных генерировать идеи, которые дадут возможность развиваться нашей стране не по модели сырьевого придатка развитых стран, а по современной инновационной модели. И вывести Украину в число государств с наиболее инновационной экономикой.
Но для постоянного развития нужно что-то существенно большее, чем просто наличие блестящих идей. Известный экономист Натан Розенберг писал, что улучшение показателей в одной части системы имеет ограниченное значение без синхронных улучшений в другой ее части. Поэтому успеха добиваются те государства, в которых постоянно растет число взаимосвязанных инноваций — в промышленности, в транспорте, в финансовой сфере, в сельском хозяйстве, в маркетинге, в образовании. Мы пока не можем похвастаться подобным...
Когда мы рассуждаем об инновационной модели, как ответственной за экономический рост и общий прогресс государства, мы должны рассматривать ее не как цепочку отдельных изобретений, а как волны неуклонно продвигающихся изменений во многих областях, каждое из которых развивало и усиливало последствия других изобретений.
Вспомним, что в значительной мере содействовало тому, что в свое время Великобритания вышла в мировые промышленные лидеры. Важность политического плюрализма, технического образования, экспериментальной науки и инноваций в производстве, основанных на научном проектировании — вот что обеспечило стремительный экономический рост, который базировался на квалифицированной рабочей силе, технических инновациях и внедрении научного проектирования в промышленность. Вряд ли есть принципиально иные пути, поэтому мы должны брать британский опыт на вооружение (с поправкой на актуальные тренды и национальные особенности, предполагающие проактивную роль государства).
Критически высокая зависимость от продажи сырья и полуфабрикатов, как правило, удерживает страны на низком уровне развития. Конечно, в истории было немало государств, которые на протяжении определенного времени обеспечивали экономический рост и неплохой уровень благосостояния населения, продавая природные ресурсы, сырье и полуфабрикаты государствам с более развитой индустрией. Аргентина продавала говядину и шерсть, Замбия – медь, Малайзия — каучук, Нигерия и Мексика — масло. До тех пор, пока эти товары продавались по высоким ценам, перечисленные государства характеризовались сравнительно сильной экономикой. Но если в индустриальном мире происходил кризис, вследствие которого спрос на сырье и полуфабрикаты падал, а вслед за этим снижались цены, или если появлялся искусственный заменитель, сырьевой рынок переживал настоящий крах. С соответствующими драматическими последствиями для «сырьевых стран». Все это мы чувствуем на себе — в связи с ухудшением конъюнктуры рынков продукции черной металлургии и химической промышленности. Неужели и дальше мы будем уповать на то, что эти рынки восстановятся и экономика Украина, ориентированная на выпуск низкомаржинального сырья и полуфабрикатов вновь задышит полной грудью? Это было бы непростительной наивностью (если не сказать более резко...).
Для более четкого осознания ситуации приведу несколько цифр. Создаваемая добавленная стоимость на одного работника в компаниях Google и Apple - около $900 тыс. в год, в компании Intel около $450-500 тыс., крупнейшие представители фармацевтической индустрии США обеспечивают добавленную стоимость на одного работника в размере $550-600 тыс. в год. Если мы попробуем сравнить это с добавленной стоимостью, создаваемой на отечественных метзаводах или химкомбинатах, то необходимость перехода Украины к инновационному развитию ни у кого не вызовет сомнения.
Считаю, что деятельность, направленная на переход к инновационной экономике, должна начаться с создания научно-промышленного кластера, состоящего из мощного технологического университета, который будет центром соответствующей инновационной экосистемы, а также из ряда малых и средних технологических предприятий, которым будут созданы самые благоприятные условия, состоящие из щадящего налогового законодательства по отношению к ним, и возможностей роста как производства этих предприятий, так и их капитализации путем привлечения лучшей мировой технологической экспертизы и венчурного капитала (национального и международного). Очевидно, что создание национальной системы венчурного финансирования технологических инноваций является одной из приоритетных задач.
Нам необходимо торопиться, так как мир не стоит на месте - на прошлогоднем Давосском форуме его основатель профессор Клаус Шваб сказал - «Четвертая промреволюция идет в глобальном мире как цунами. В выигрыше будут только инновационные государства с эффективным интеллектуальным и финансовым капиталом».
Украинцы доказали и присутствие высокого интеллекта и свою инновационную креативность. Можно привести примеры платформы визуализации Sixa, позволяющей через соответствующее приложение получать «облачный» доступ к мощным компьютерам, сервис продаж автомобилей eTachki, который дает возможность очень быстро продать автомобиль через онлайн-аукцион, проекта Hideez Key (брелок-ключ, который хранит цифровые ключи и сертификаты, позволяющий также авторизовать мобильные платежи) и другие примеры. Но, подобные успешные проекты пока что являются скорее исключением, нежели правилом. А нужно, чтобы было наоборот. Поэтому государственная политика должна быть направлена на содействие внутренним инновациям. Это даст возможность развития новых производств, продукция которых будет конкурентоспособной в современной мировой экономике, а также будет обладать высокой долей добавленной стоимости. И тогда мы не только сможем улучшить свои показатели в рэнкинге Глобального инновационного индекса, но, самое главное, качественно трансформируем экономику Украины. Так, чтобы ее становым хребтом стали инновационные предприятия современной индустриальной парадигмы.