Новый статус Донбасса: о чем идет речь
Важный момент нового закона о деоккупации Донбасса – возможность объявления военного положения в отдельных прифронтовых районах.
Большинство экспертов, которые комментируют новый законопроект по Донбассу, считают этот шаг правильным. Конечно, комментарии довольно сдержанные и осторожные, в том числе и со стороны правящей коалиции, поскольку речь идет о документе, который еще не видели. Выработанной концепции пока нет в широком доступе.
В целом, о том, что озвучено, можно выделить две важные вещи. Во-первых, вводится формулировка временно оккупированных территорий, и это то, что надо было сделать уже давно. Во-вторых, меняется формат АТО на формат военной операции. Это тоже правильно, поскольку АТО закончилась еще в августе 2014 года, когда были введены российские регулярные войска.
Еще один важный момент нового законопроекта - возможность объявления военного положения в отдельных прифронтовых районах. Сейчас процедура объявления военного положения закреплена в Конституции и прописана для всей страны или для отдельных областей. Кроме того, это требует утверждения Верховной Радой. Новый закон сделает процедуру введения военного положения более локальной и более гибкой - именно там, где ведутся боевые действия.
Возникает вопрос: насколько этот проект отличается от того, что внесла Самопомич. Из того, что говорят спикеры БПП, выглядит так, что в предыдущем проекте их не устраивает тезис, будто Украина не несет ответственность за своих граждан на оккупированной территории. Предполагаю, что в сессионном зале будет много дискуссий относительно нового законопроекта, но для тех фракций, которые называют себя демократическими, было бы логично поддержать его. Он соответствует тому, что давно требовали военные, добровольцы, эксперты, оппозиция и большинство населения Украины. Ведь большая часть населения соглашается с тем, что это не АТО, что нет смысла говорить о предоставлении особого статуса, проводить выборы на оккупированной территории, проводить амнистию и т.д.
Международный аспект законопроекта. Противоречит ли он Минским договоренностям? Очевидно, что российская пропаганда скажет: противоречит. Лично я не вижу никакого противоречия, потому что Минские договоренности предусматривают поэтапность решения конфликта: сначала безопасность, потом политическое урегулирование. На данный момент все застопорилось на уровне вопросов безопасности. Не выполнен пункт 1 - вопрос перемирия. Поэтому позиция Украины воспринимается сегодня нашими западными партнерами. Если раньше они говорили: «Давайте конституционные изменения, особый статус, выборы», то сейчас всем ясно, что это невозможно.
Приведу пример. Одно из объединений европейских партий в Европарламенте проводило региональную конференцию в Харькове. Они поехали в Славянск, для того, чтобы увидеть ситуацию на месте. Один из вариантов программы предусматривал дальнейшее путешествие на КПВВ. Но руководство объединения запретило туда ехать из-за опасности и в конце концов никто на КПВВ не поехал. Возникает вопрос: если опасно поехать даже на КПВВ - где ежедневно ходит большое количество людей - то как можно говорить о каком-то мониторинге ситуации на Донбассе со стороны международных наблюдателей для проведения выборов. Это совершенно невозможно.
Еще один интересный вопрос: как это все связано с визитом президента в Вашингтон, поехал ли Порошенко согласовывать этот документ с Трампом. Этот вопрос конечно, может обсуждаться, но в целом процесс уже запущен. Трудно представить ситуацию, когда после анонсирования законопроекта, от него откажутся после поездки в Вашингтон. Думаю, процесс уже пошел. А с нашими западными партнерами могут уточняться некоторые детали и формулировки.
Если говорить о презентации документа накануне закрытия пленарной сессии Верховной Рады, не думаю, что кому-то из парламентариев не хватит времени ознакомиться с этим законопроектом. Было бы политическое желание, а сессию, в конце концов, можно продолжить. И не только в связи с этим законопроектом - есть много других законопроектов, которые надо принимать. Наше население очень критично оценивает деятельность парламента, и если депутаты пожертвуют частью своих каникул для принятия важных законов - это только поднимет престиж их деятельности.