План государственного секретаря США Рекса Тиллерсона, обсуждение которого началось сегодня в медиа – еще одно очевидное свидетельство того, в каких разных реальностях живут Соединенные Штаты и Россия. Тиллерсон, предлагая свой план, выполняет задание президента Дональда Трампа, который хочет улучшения отношений с Москвой, пишет Виталий Портников для espreso.tv.
Подход Трампа – это подход бизнесмена: он хочет найти основания для «сделки», которая не затронет американских интересов.
Подход Тиллерсона – это тоже подход бизнесмена. Он сторонник холодной калькуляции фактов. Уже первый пункт плана предполагает дать Москве понять, что агрессивная политика России против США будет контрпродуктивной и не останется без ответа.
И все. Дальше можно ничего не читать. Все последующие пункты плана не имеют ровно никакого значения. Тиллерсон, как и Трамп, не может понять одной очень простой вещи. Политика – не бизнес, в особенности когда имеешь дело с непредсказуемыми режимами.
Это в бизнесе приходится иметь дело с реальными фактами – и с другой стороны тоже люди, которые хотят иметь дело с реальными фактами и с настоящими деньгами. Поэтому Трамп и Тиллерсон всегда преуспевали и на западе, и на востоке. Поэтому Тиллерсон имел дело с Путиным, зарабатывал миллионы и даже получил орден от российского президента.
А в политике мы имеем дело не с долларами, а с политическими «биткоинами». У авторитарных правителей – своя валюта. Путин убежден, что это Соединенные Штаты ведут себя агрессивно по отношению к России.
Устроили переворот в Украине, пытаются свергнуть законную власть в Сирии, борются с союзниками Путина в Иране. А Путин – легитимный лидер, который поддерживает легитимных лидеров. С его точки зрения план Тиллерсона должен начинаться совсем с другого пункта: США прекращают свою агрессивную политику по отношению к России. Прекращают поддержку Украины и признают «законный» российский статус Крыма. Становятся союзниками Асада. Убирают подразделения НАТО из стран Центральной Европы и Балтии. Прекращают нападки на Иран.
И вот после этого с руководством «страны-агрессора» можно разговаривать. Вы думали, что агрессор – это Россия? Но в мире, в котором живет Путин, агрессор – это Америка. На факты Путину плевать. На экономические проблемы населения – тоже.
Конечно, у населения осажденной крепости могут возникнуть проблемы. Россия осаждена Западом, но она защищает свои ценности, свой суверенитет. А иногда и освобождает часть захваченного врагом – так было в Крыму, на Донбассе, в Алеппо.
Беда Тиллерсона – что он не верит в то, что Путин живет в мире таких представлений. Он думает, что Путин притворяется, хочет что-то выторговать. А Путин не притворяется. Это – не бизнес, это – политика. Обычная российская политика. Поэтому никакой план Тиллерсона не сработает, никакой Трамп с Путиным не договориться.
В лучшем варианте все время пребывания Трампа в Белом доме российско-американские отношения ждет стагнация. В худшем – и наиболее вероятном – лобовое столкновение с непредсказуемыми последствиями.
Потому что лобовое столкновение – наиболее реалистичный результат диалога между людьми, которые живут в разных мирах.