Если хотите испортить себе настроение, попробуйте прочитать вслух следующее: "Об утверждении Плана мероприятий по реализации Концепции популяризации Украины в мире и продвижения интересов Украины в мировом информационном пространстве". Так называется проект распоряжения Кабмина, одобренный на заседании правительства 7 июня. Правда, можно не грустить, а использовать эту языковую конструкцию как упражнение по улучшению дикции, как это делают театральные актеры. Другой практической пользы от документа, содержание которого еще не обнародовано, нет и не будет.
Яркое подтверждение тому – казенная фраза госсекретаря Министерства информационной политики Артема Биденко, которая звучит так: "От реализации концепции ожидается рост общей осведомленности международного сообщества об Украине и ее отдельных регионах и как результат – повышение туристической и инвестиционной привлекательности Украины". Все рожденное в недрах искусственно созданного "Минстеця" за все время существования структуры появлялось на свет лишь на бумаге. Практического воплощения не имело. И умирало, как странные существа из описанного британским фантастом Гербертом Уэллсом острова доктора Моро. Я готов подписаться под словами тех коллег, которые положительно оценивают "Минстець", потому что от него нет вреда и пользы в равной степени. Но в данном случае речь идет о моей стране, которая получила безвизовый режим и граждане которой с 11 июня сами по себе станут популяризаторами Украины в мире.
У этого процесса есть, как справедливо отметил господин Биденко, иная сторона, а именно повышение инвестиционной и туристической привлекательности страны, в которой мы живем. То есть Мининформполитики вольно или невольно заходит на территорию бизнеса как такового. И начинает дублировать функции, давно возложенные на другие профильные министерства. Например, молодые украинские представители креативного класса в своих странствиях смогут заинтересовать таких же коллег в Европе. Европейцы решают вложить деньги в развитие дела своих новых украинских знакомых, заняться копродукцией. Для этого приезжают в Украину. И первое, что видят, – это разбитые дороги, вдоль которых свалены горы мусора, не всегда львовского. Можно, конечно, рискнуть и смоделировать ситуацию, когда кто-то решит серьезно заняться "мусорным туризмом". Однако такая форма популяризации Украине вряд ли нужна.
Нашу страну на Западе идентифицируют четырьмя маркерами. Один криминальный – это коррупция. Второй техногенный – Чернобыль. Два спортивных – Андрей Шевченко и Виталий Кличко. С недавних пор появился Майдан, но, из моих последних наблюдений, о нашей революции Европа, особенно Западная, старается уже не говорить, потому что следствием ее победы стала российская военная агрессия, которая стала для западных стран экономической и мировоззренческой катастрофой и вывела из зоны комфорта. Ведь правила требуют не дружить с агрессором. Однако трудно разорвать связи с тем, кто без преувеличения три тысячелетия интенсивно и эффективно продвигает свои интересы в мире. Причем с конца 1880-х годов Россия делает это путем прямых финансовых вливаний, не только покупая, но и создавая на Западе нужные свои информационные ресурсы.
То, что именитый и популярный некогда в СССР американский режиссер Оливер Стоун решил снимать фильм о Путине, а раньше делал документальный фильм о его вассале Януковиче, – яркое свидетельство того, как Россия продвигает свои интересы. В свое время Путина хотел сыграть не менее знаменитый актер Леонардо ДиКаприо. Мы не говорим здесь о привлекательности высоких гонораров или иррациональном очаровании Зла. В разное время Запад обращал внимание на разных персонажей, живых и отживших, более или менее известных, которые давали пищу для размышлений. И Россия таких активно продуцирует. Украина, которая гордится интеграцией этнических украинцев в мировую политику, экономику, культуру, медицину, образование и спорт, не может доказать происхождение князя Владимира и Анны Ярославовны. Зато Александра Пушкина и дальше считают на Западе "нашим" классиком. Потому украинцев, за незначительными исключениями, дальше воспринимают как русских, только немножечко "не таких".
Вот почему Министерство информационной политики должно в первую очередь разработать концепцию, которая популяризирует Украину в Украине. У нас должно быть общее с Европой информационное пространство. И если мы у себя дома начнем уважать себя, убирать горы мусора и очищать от него привлекательные туристические объекты, мир сам, без усилий "Мінстеця", лишь благодаря обычным украинцам, увидит нас привлекательными. И пойдут инвестиции.