Великий день российской космонавтики
8 июня 2017 года может произойти поистине эпохальное событие, которое можно будет назвать «великим днём космонавтики российской».
За поребриком взовьются флаги, народ выйдет гулять на улицы, а пару чиновников начнут дырявить пиджаки для медалек и готовить чемоданы для денег. В космос снова полетит «Протон-м». «Эка невидаль» — скажет читатель — «ракета разработана уже давно…». Оно то, так, но последний год «Протон» не летал, а качественные показатели российских пусков, мягко говоря, не впечатляют, как, впрочем, уже и количественные.
История вопроса или что с «Протоном»
Мы привыкли считать, что Россия — один из лидеров в сфере космических полётов. Оно так и было, РФ имела внушительный парк ракет-носителей, регулярно проводила пуски. Но, как говорится, «что-то пошло не так» примерно с 2010 года. Роскосмос ракеты по-прежнему запускал, но они почему-то часто падали. На достаточно интересную динамику «развития» космической программы за поребриком я обратил внимание 9 месяцев назад и даже написал текст под названием «Почему космическая отрасль Росии умирает». Обращал внимание на аварийность «Протонов» и даже сравнивал её с показателями других ракет-носителей данного класса. Приведу табличку из старого текста:
Прошло 9 месяцев и за это время произошло множество интересных событий. Кроме аварийности при пуске российских ракет были досадные неприятности в виде отмены либо переноса даты запуска, связанные с технической стороной вопроса. Вот выдержка лишь с первой страницы поиска в интернете:
- запуск ракеты-носителя «Протон» с американским спутником Intelsat DLA-2 на борту переносится вначале с 28 мая на 8 июня, а потом ещё на сутки. Аппарат на орбиту вывели, но один из двигателей работал «нештатно»;
- запуск «Протон-м» со спутником Echostar-21, запланированный на август 2016 отложили. Говорили на месяц, но потом отложили ещё раз, уже в ноябре 2017. Аппарат пока так и не полетел
26 декабря вновь откладывается запуск «Протона», возможно из-за.. мусора в двигателе
В январе 2017 всё стало на свои места — Роскосмос отозвал ВСЕ двигатели к ракетам-носителям «Протон» в связи с браком. А это ни много ни мало — 71 двигателей. Представители завода-производителя старались выглядеть бодро и заверяли в скором завершении работ — мол переберут, пересоберут и всё будет ОК. Но даже в бодрые рапорты закрадывалась тень сомнения. Директор НПО «Энергомаш» господин Арбузов (какое совпадение, правда, граждане-украинцы), говоря о ремонте на протяжении 2017 года добавлял: «но мы понимаем, что какая-то часть неминуемо перейдет на 2018 год». Одним словом, контракты на вывод тяжёлых спутников на орбиту были отложены. Ситуацию спасали старички «Союзы» всех модификаций. Но они не могли выполнить все заказы — грузоподъёмность корабля намного меньше, чем у Протона, а стоимость запуска чрезвычайно высокая. Что неудивительно, ведь ракета была разработана в 60-х годах прошлого века – первый полёт датирован 1966 годом. А «СОЮЗ-У» летает с 1973 года по сей день (последний запуск — 22.02.2017). Но даже старые проверенные аппараты, собранные руками современных россиян давали сбои. Что прекрасно отображает статистика на инфографике:
Сразу замечу, что реальный «процент неудач» в России выше — просто в «русскую статистику» международные организации включают запуски украинских «Зенитов» (пока безаварийные) и российских «СОЮЗов» с космодрома Куру во Французской Гвинее.
Но даже такая, приглаженная статистика впечатляет — аварийность российской космической программы в 2,6 раза выше чем у американской и в 3,1 раза выше чем у китайской. И если раньше РФ «брала количеством», то уже второй год как отстаёт. За 2017 год за поребриком произвели 3 своих пуска «Союзов» и ещё 2 корабля запустили европейцы в Куру. Суммарно Россия сдала позиции и США и даже Китаю.
Зато, как сообщает газета «Ведомости», в апреле 2016 года с космодрома «Восточный» запустили 500 воздушных шариков с портретом Гагарина. Шарики, в отличие от ракет-носителей, в воздух поднялись.
Прекрасный флеш-моб, но он, увы, не впечатлил наблюдателей. Страховщики привычно страхуют российские запуски по повышенному тарифу. Клиенты понемногу начинают думать о смене партнёра в освоении космоса. Даже Беларусь, ближайший союзник РФ, после неудачи с первым спутником, решила не рисковать и уже 5 лет реализует свою космическую программу с Китаем. Так дешевле, надёжней, безопасней.
И что теперь?
Видя, что клиенты уходят, Россия пытается спасти свою программу с помощью… украинцев. У РФ был в запасе один аппарат «Зенит-3SL» адаптированный для запуска с земли. Но вот беда, куплен он был давно, а обслужить правильно (чтобы поддерживать в работоспособном состоянии) российские спецы на «Байконуре» как-то не смогли. Попросили украинцев — предложили контракт… Да, Российская Федерация попросила помощи у «злобной хунты». В ответ услышали примерно следующее «а попрыгать не пытались?». Дело было «швах», но выход нашли, предложив украинскому «Южмашу» сделать 12 ракет «Зенит» различной конфигурации (как для «Морского старта», так и для наземного). Платит за всё компания S7 Sea Launch Limited, которая начиналась в качестве российского авиаперевозчика «Сибирь». Но сегодня структурное подразделение, заказавшее ракеты формально является собственностью четырёх фирм, зарегистрированных на Каймановых островах. А сам проект, несмотря на то, что после банкротства в 2010-м перешёл под контроль российской НПО «Энергия» с последующей продажей группе S7, формально остаётся международным консорциумом, где есть доля США и стран ЕС.
Обе стороны смогли выйти из ситуации:
- РФ формально не заказывала ракет у Украины (читаем про регистрацию S7 Sea Launch Limited)
- «Южмаш» продаёт ракеты-носители международному консорциуму среди участников которого прописаны американские и европейские компании.
Однако, сути это не меняет – российская частная компания, занимающаяся космическими запусками не доверяет российской технике и покупает украинскую, заказывая при этом ракеты для старта с «Байконура», чтобы подстраховать весьма вероятный очередной провал с «Протон-М».
Но это лишь полбеды. Беда для РФ кроется в простых данных, которые называются «прибыльность космической программы». Освоение космоса в мире давно стало бизнесом. И тут, незадача, ТАСС публикует статистику прибылей. США за 2016 год заработали на «космосе» 1,2 млрд долларов. Российская Федерация в 9 раз меньше — 130 миллинов. То есть 1 «американский» запуск приносит прибыль в 54,5 млн, российский 6,842 миллиона долларов.
И, наконец, последней каплей стали успехи мая-начала июня 2017:
- 1 мая ракета-носитель Falcon9 компании SpaceX выводит на орбиту американский разведывательный спутник, первая ступень успешно возвращается на землю.
- 7 мая приземляется американский военный челнок Boeing X-37, который 718 дней летал на орбите.
- 10 мая SpaceX успешно проводит испытания ракеты Falcon Heavy, которая предназначена для полётов на Марск и станет лидером по грузоподъемности — сможет выводить на орбиту от 54 до 68 тонн груза (Максимум «Протона» — 7 тонн), второй этап испытаний успешно прошёл 25 мая
- 16 мая та же компания проводит запуск Falcon 9 с семитонным спутником Inmarsat-5 F4. Это шестой успешный пуск за 2 месяца (РФ за 5 месяцев совершила 3 пуска)
- 4 июня вновь новости от Маска и его компании: Falcon9 выводит на орбиту уже бывавший в космосе грузовик Dragon, который успешно пристыковывается к МКС. Первая ступень ракеты-носителя уже привычно возвращается на землю.
Для полного понимания подчеркну, что использование уже бывавших в космосе аппаратов (и ракет-носителей) существенно уменьшает себестоимость запусков. То есть американские компании в 2017 году заработают ещё больше. Российские… Тут как Бог даст – Россия же скрепами скреплена, ракеты попы водицей окропляют.
А может планы российские велики?
Планы у РФ есть они огромны. Населению скармливают истории про разработку космического корабля «Федерация» и проект «Ангара», которым так же предусмотрены пилотируемые запуски с возвратом первой ступени.
Да вот беда, «Федерация» разрабатывается уже лет 10, под неё даже собирались создать свою ракету-носитель «Русь». Но этот проект закрыли в 2011, а в 2015 начаты работы по… подготовке технической документации. А 17 марта 2017 гендиректор РКК «Энергия», говоря о проекте, порадовал, что «Он находится в активной стадии работы, выпущена практически вся конструкторская документация, мы сейчас изготавливаем отдельные узлы». Напомню, что через 2 недели после заявления уже бывавший в космосе Dragon закинул груз на МКС….
Первый запуск «Федерации» по планам за поребриком будет скоро – в 2021 году.
По «Ангаре» ситуация ещё более плачевна. Тут я просто дам цитату: «Роскосмос решил отказаться от ракеты «Ангара-А5П» и создания инфраструктуры для пилотируемых пусков с космодрома Восточный до разработки сверхтяжелого носителя для полета к Луне. «Пилотируемые программы вернутся на космодром Восточный только с началом строительства стартового комплекса для сверхтяжелой ракеты после 2025 года».
И, наконец, вишенка на тортик. 7 июня генеральный директор Космического центра им. Хруничева Андрей Калиновский давал интервью агентству ТАСС. Среди прочего, зашёл разговор о новых аппаратах, развитии МКС и как достижение он заявил, что вскоре запустят в космос лабораторный модуль и космическую обсерваторию «Спектр-РГ» и многофункциональный модуль «Наука», Он интересен тем, чито . Те самые, которые были изготовлены в 90-х годах и в топливной системе которых нашли стружку. По мнению гениев космической гонки России, старье ещё послужит «Сроки не прошли. Конструкторы и разработчики различных систем подтвердили в ходе испытаний возможность эксплуатации этого модуля. Он сможет эксплуатироваться до 2027 года» — заявил господин Калиновский.
Таким образом, максимум на что может рассчитывать РФ до 2020 года — хоть святой водой, хоть танцами с бубнами запустить «Прогресс». Задача не из лёгких, ведь реализация любимой в РФ фразы «можем повторить» получается только в развязывании войн. Повторить что-то сделанное руками (даже если это раньше было сделано в России) получается с трудом.