Уже после Майдана 2013-2014 годов большая часть традиционной элиты либо исчезла, либо оказалась в тени. Вне всякого сомнения, после следующих парламентских и местных выборов обновление продолжится – удержаться у власти в период перемен, кризиса и запроса на борьбу с коррупцией очень нелегко, пишет Виталий Портников.
На этом фоне особенно интересно выглядит единственный украинский регион, включенный в состав чужого государства – Крым. Вот уж где сохранилась настоящая элитная стабильность. Я бы даже сказал, что Крым сегодня стабильнее, чем был при Януковиче – "макеевские", разделившие с крымскими криминальными кланами управление полуостровом, вытеснены своими более удачливыми конкурентами, и руководство Крыма стало таким, каким оно было до внедрения соратников удравшего президента. Последнее, что Янукович – уже не президент – сделал для Крыма – уже оккупированного – помог заменить "донецкого" премьера полуострова на местного "братка".
На первый взгляд, это может выглядеть странно. В России годами сокрушались, что Крым не развивается, разворовывается, уничтожается – и в результате оставили надзирать за полуостровом именно тех людей, которые его не развивали, разворовывали, уничтожали. Но такой подход вполне соответствует логике путинского "застоя" – благодатного периода для номенклатуры, присосавшейся к местам кормления мертвой хваткой. Конечно, это не брежневский "застой", а чекистский, время от времени прерываемый "посадками" то одного, то другого проигравшего конкурентам номенклатурщика. И в то же время сама элита – элита в целом – может быть уверена, что ее положение незыблемо, пока в Кремле Путин. На эту элиту работают спецслужбы, пропаганда, собственно – само государство. Крымские "братки" просто удачно вписались в путинскую вертикаль, и в Кремле просто не понимают, зачем – и главное, на кого – их менять. Ведь солидные – и преданные – люди. Поэтому пущай воруют.
Процесс украинских перемен переживет еще немало взлетов и падений, успехов и кризисов. Но главное – он неминуемо будет продолжаться. А крымская власть так и застынет, как муха в российском янтаре…