Когда Россия вдруг вспоминает о международном праве и говорит о том, что в решении Киева есть какая-то сугубо политическая мотивация, это смешно. Ведь Россия сама же в 2014-2015 годы принимала аналогичные решения. Я, как человек, который иногда бывает в России, вижу, что на многие украинские сайты там нельзя зайти — просто появляется уведомление о том, что Роскомнадзор запретил доступ к этому сайту.
В данной истории важен и другой момент — та политика, которую проводит Россия, бьет по прогрессивной части российского общества. Всем известно, как упали акции «Яндекса» после новости о запрете его в Украине. Другими словами, российские граждане должны понимать, к чему приводит нынешняя политика их власти. Потому что перспективный слой населения РФ эти потери очень ощущает.
Введенный Украиной запрет серьезно бьет по России, потому что это ограничивает ее возможности на прикладном уровне для ее собственных граждан. Собственники российских программ и Интернет-ресурсов, того же mail.ru и «Яндекса», которые теперь запрещены в Украине, получали от этого конкретные доходы. Они хорошо понимают, к чему приводит такой запрет. Причем это влияет не только на украинский рынок.
Теперь, следом за Украиной, от этих программ и сайтов могут попытаться отказаться и другие пользователи из постсоветских стран, потому что у них перед глазами наглядный пример того, что пользование российскими сайтами ни к чему хорошему не привело. Россия в гибридной войне использует, в том числе, и свою «мягкую силу» (культуру, артистов, язык и литературу). Хотя, скажем, никто не против русского языка, — люди против той политики, которую проводит российская власть.