Исполнительный продюсер Евровидения в Украине Павел Грицак говорит, что доходы от проведения международного песенного конкурса уже больше, чем было запланировано. Сколько планировали заработать, на ком/чем, кто именно заработал и что значит – убыточное Евровидение, он не объясняет. В то же время еще до начала первого полуфинала как в сети, так и в телевизионных эфирах стали появляться журналистские расследования о коррупции на Евровидении, прежде всего – непрозрачные тендеры, завышенная цена на материалы и выполненные работы. По официальным данным, Украина потратила на организацию и проведение конкурса 30,5 миллионов евро, переплюнув позапрошлогоднюю Австрию с ее 20 миллионами. Комментируя смету, известный музыкальный продюсер Игорь Кондратюк отметил: у нас деньги прежде всего идут на восстановление, а точнее – создание инфраструктуры. То есть, класть асфальт, ремонтировать станции метро, упорядочивать аэропорты и проч.
Так же у нас воспринимали и Чемпионат Европы по футболу "Евро-2012". Писали, что там тоже много украли на всех уровнях. Однако давайте согласимся: липкие руки мы с вами готовы простить, если специалисты по проведению непрозрачных тендеров и получения "откатов" все же оставят после себя приемлемую инфраструктуру. Не забывайте: о приведении киевских дорог в хотя бы нормальное состояние говорили еще пять лет назад, именно в контексте "Евро-2012". И оказывается, прошло совсем немного времени – и дороги, набережные и станции метро опять надо латать. Причем так, будто это первый подход к проблеме. Ладно, судьба донецкого аэропорта известна, без преувеличения, всему миру. Но неужели от "Евро-2012" до Евровидения-2017 Киев бомбили?
Сразу вспоминается понятие "евроремонт", которое вошло в оборот в начале 1990-х, когда после развала СССР граждане получили возможность приватизировать квартиры, предоставленные им некогда бесплатно. "Евроремонт" означает попытку доведения советской типовой квартиры до мирового образца, для чего ее перепланируют, украшают и используют качественные, а следовательно - дорогие материалы. Считается, что после этого советское жилье будет выглядеть, как европейское. А жители, соответственно, окажутся в Европе. Хотя мочиться в подъездах за пределами отремонтированных квартир и далее является неписаным правилом. Туда же запишем мусорные завалы в городах и вокруг сел и поселков, еще – стабильно разбитые дороги, которые встречают водителей, стоит лишь завернуть из немногих главных трасс.
Учитывая это и "Евро-2012", и Евровидение-2017 апеллируют прежде всего к иллюзиям европейскости. Конечно, каждое подобное введение Украины в общий контекст европейской цивилизации красивое и полезное как само по себе, так и в комплексе. Однако если на Крещатике в "Еврогородке" поставить цену на сосиску в 2 евро, это будет скорее форма, чем содержание. Потому, готовясь принимать международный песенный конкурс, в Украине в первую очередь собираются освоить средства, потом – поделить территорию между потенциальными работниками, параллельно – решить политические вопросы, как вот вполне логичное противостояние российской провокации с Юлией Самойловой, которая пела в оккупированном Крыму. И на фоне этого всего очень показательно, что из всех артистов, задействованных в шоу, украинцы могут вспомнить, кроме Джамалы, Русланы и Андрея Данилко, эту самую Самойлову, которую на шоу не пустили. И больше никого. Или вы запомнили имена?
Иллюстрацией этому является великий пост шоумена Сергея Притулы, которым он комментировал первый полуфинал. Человек, который давно и глубоко находится в шоу-бизнесе, называл участников не по именам или сценическим псевдонимам, а по странам, которые они представляли. То же самое – в регулярных репортажах с Евровидения. Если для футбола нормальное определение "Украина разбила Испанию", то для шоу, в котором соревнуются не команды, а персоналии, такой подход – нонсенс. Но именно он и является сутью Евровидения: за шестьдесят лет своего существования он открыл для любителей популярной музыки аж два имени – "АББА" и Селин Дион. Песни, которые звучали за это время из разных сцен, в подавляющем большинстве не стали хитами. Конечно, украинцы могут назвать своих участников, даже такой позор, как "Гринджолы", и победителей. Однако это подтверждает: Евровидение всякий раз имеет локальное значение. Влияние имеет только в посткоммунистических странах, и то – исключительно политическое. А в Украине все с приставкой "евро" помогает также решить и экономические вопросы. Не менее локальные.