В свежем выпуске журнала Новое Время вышла моя статья о том, что в прошлом году украинские госкомпании впервые за много лет стали прибыльными.
Но, это лишь малая часть того, что они могут приносить, если победить коррупцию. Или продать их на открытом конкурсе.
Госмонополии продолжают оставаться рассадником коррупции и неэффективности. Среди более чем трех сотен дел, которые сейчас расследуются детективами Национального антикоррупционного бюро, 49 касаются коррупции на государственных предприятиях. В поле зрения сыщиков находятся 35 госпредприятий, 15 из которых по размеру активов входят в ТОП-100 госкомпаний, заявляют в НАБУ.
По предварительным оценкам НАБУ, суммарные убытки, причиненные этим предприятиям в 2016 году за уголовные коррупционные правонарушения, превышают 20 миллиардов гривен. Это цена того, что предприятия все еще принадлежат государству.
В Украине около 3,5 тыс госпредприятий, стратегических только 50. На стратегических необходимо провести реформу корпоративного управления — сформулировать политику собственности, назначить независимый набсовет, который будет эту политику собственности воплощать. При этом представители государства, политики и чиновники должны перестать влиять на операционное управление предприятиями. Все остальные нужно приватизировать или закрыть.
Чтобы решить, является ли предприятие стратегическим, нужно ответить на вопрос — создает ли оно какую-либо уникальную общественную ценность или благо, которое не может быть произведено частным предприятием. Если нет, такое предприятие необходимо приватизировать. Потому что опыт показывает, что при прочих равных условиях государственные предприятия склонны работать менее эффективно, чем частные, а также быть источником коррупции.
Второе направление касается именно госмонополий — необходимо разделить функцию собственника и регулятора. Не должно, например, министерство одновременно владеть предприятиями, устанавливать тарифы и другие правила и отвечать за развитие этого рынка.
Необходимо не просто создать отдельных регуляторов (например, до сих пор не создан регулятор транспортного рынка), но и гарантировать их независимость в принятии решений (у экспертов периодически возникают сомнения по поводу независимости НКРЭ).
В долгосрочной перспективе необходимо развивать конкуренцию, разрушая монополию, дать доступ на рынок другим игрокам. Для этого необходимо разделить некоторые бизнесы — например, передачу электроэнергии и обслуживание потребителей, железнодорожное полотно и подвижной состав. Доступ к инфраструктуре – железной дороге, линии электропередач, трубо- и газопроводам — предоставлять по конкурентной процедуре.
Продавать надо акции не только тех предприятий, которые полностью находятся в госсобственности. Избавляться надо и от акций тех компаний, которые государство контролирует лишь наполовину.
Скажем, что выиграла Укрнафта от того, что она является наполовину государственной? Собственник в лице Кабмина то облагает ее непомерными налогами, то забирает прибыль в виде дивидендов, не позволяя инвестировать в развитие.
Мало того, государственное же Госгеонедр уничтожает компанию, вопреки решению суда, лишив наполовину государственное предприятие лицензий. Из-за чего Укрнафта только в этом году может потерять 20% своей добычи. То есть по вине чиновников компания лишится добычи, а государство налоговых отчислений.
Поступил бы так адекватный и вменяемый частный акционер компании со своей собственностью?
Ответ очевиден: конечно, нет.
Поэтому на вопрос "что продавать?" ответ очень прост. Надо продавать как можно больше госпредприятий.
Те же предприятия, которые будут признаны стратегическими и останутся в госсобственности, должны быть реформированы. Главное, что для этого необходимо сделать, это отказаться от квотного принципа назначения глав монополий, когда руководителей назначает та или иная политическая сила, которая требует, чтобы он направил денежные потоки на фирмы ее руководителей или «серых кардиналов».
Нужно создавать институт независимых директоров, которых надо отбирать на открытых конкурсах с возможностью приглашения туда иностранных топ-менеджеров. Важна также соответствующая система вознаграждения для топ-менеджеров. Когда руководитель имеет полный пакет, у него уменьшается мотивация воровать и вообще повышаются требования к этому человеку. Поэтому если у главы госкомпании в управлении миллиардные обороты, очевидно, и оплата должна быть адекватной.