Реформа образования: перенести финскую школу в Украину не получится
Вот опять развернулись отчаянные дискуссии о том, как нам реформировать наше многострадальное образование.
Может взять, и просто перенести финскую школу в Украину и дело с концом!? Но тут такое дело... - не получится. Выход совсем в другом.
1. Увы, Финляндия уже перестала быть законодательницей образовательной моды. Даже в рейтинге PISA она скатилась на 5 место, а в следующем году не попадет даже в десятку. Ключевые прорывы сейчас в Юго-восточной Азии, где система образования кардинально противоположна финской.
2. Да и их НОП («новая образовательная политика»... ) уже совсем не новая, и к 2020 году никаких особых инноваций не предвидится (я там был и в теме). При этом, мало кто знает, что критерии PISA оценивает лишь грамотность детей, а не прорывы в образовании будущего.
3. Никакая одна, даже самая лучшая школа, не может стать прообразом системы образования будущего. Как им не стали ни Вальдорфская, ни Монтессори, ни Макаренко, ни Сухомлинский, ни Саммерхилл.... ни сотни других даже очень удачных экспериментов. Они по определению не могут стать системой.
4. Финская система у всех на устах уже лет 10. И многие страны ломанулись копировать их опыт у себя. Ни у кого ничего не вышло. Потому что образование – это не только тангенсы и щёлочи. А культура страны, традиции и зарплаты учителей 50 000 евро в год.
5. Откуда я всё это знаю? Наша команда сейчас участвует в трех всемирных конкурсах на лучшую систему образования для всего мира и для отдельных стран: Америки, Китая и Финляндии. Поэтому я имею возможность видеть, какие там представлены проекты.
6. Увы, любые попытки реформирования образования сверху – обречены. Они все тонут в бесконечных дискуссиях, спорах и демагогиях, как это обычно и происходит. Все – умные, у всех опыт, и каждый отстаивает своё видение и понимание. Это хорошо для демократии, но… исключает прорывы.
Если бы Эдисон со всеми советовался, то мы бы до сих пор сидели без лампочки при лучине.
7. Увы, как это не печально, Учитель перестанет играть ключевую роль, так же, как и скоро в автомобилях не нужен будет водитель. Все, возможно, уже видели кадры авто без водителя, монорельс без водителя, и даже самолеты без летчика. Ученику будет генерироваться программа (индивидуальная и командная) и он будет её осваивать оптимальным способом. А выбор оптимального способа будет из 20-30 технологий (они уже есть).
8. Пока не определены параметры будущих результатов системы образования (что должно быть и как на выходе) – к реформам приступать не имеет смысла. Это как если архитектору заказчики не сказали, какой строить дом – двухэтажную дачу или небоскрёб, он не приступит к эскизам.
9. Есть ли выход? Естественно. И он очень прост. Потому что уже начали постепенно реализовываться пилотные проекты (и не только в нашей стране). С очень даже неплохими результатами. И там всё совсем по-другому.
10. Так что не всё так безнадёжно.