Пусть делает все сам. Ошибается, переделывает, добивается желаемого результата, после чего получает заслуженную похвалу и награду. Исключением служат лишь те случаи, когда существует угроза безопасности (здоровью) ребенка или кого-либо еще – тогда нужно вмешаться.
Поощрения должны быть связаны именно с тем, что ребенок смог сделать сам. Это и есть ключевой момент в приучении к самостоятельности.
Очевидно, что практика «родительского невмешательства» особенно хороша тогда, когда ребенок активно познает мир и стремится к самостоятельности. Но все дети разные. Есть и такие, которые в 10 лет будут терпеливо ждать, пока мама не застегнет все пуговицы.
Здесь должны работать принципиально иные законы педагогики, согласно которым принятое родителями решение не может быть изменено под влиянием детского «не хочу».
«Ты хочешь гулять, но не хочешь самостоятельно одеваться? Ты хочешь есть, но не хочешь взять в руки ложку? Ты хочешь ходить с чистой попой, но тебе неприятно брать в руки туалетную бумагу? Ну что ж, у тебя огромные шансы быть невыгулянным, голодным и грязнопопым».
И это не жестокость, а адаптация ребенка к реальной жизни, к жизни, в которой будет не так много людей, готовых в любую минуту и бескорыстно протянуть тебе руку помощи.