Оглядываясь на сто лет назад, находим десятки, если не сотни примеров того, что "гибридность" есть прямое порождение советской власти.
Например, грабежи и насилие большевики совершали именем трудового народа. Чекисты брали заложников, декларируя свободу, равенство и братство. Военное вторжение в Украину началось зимой 1918 года, через два месяца после подписания новой властью в Петрограде Декрета о мире. А коммунистический субботник был праздником освобожденного труда – за тяжелую работу не платили официально, тогда как владельцы заводов, газет и пароходов платили пусть мало, но всегда.
Потому 1 и зачем-то 2 мая провозгласили государственными выходными именно в СССР. Два выходных дня в начале мая – взятка, которую советская власть давала гражданам страны. Согласно известной советской пословице, государство делало вид, что платит, а народ делал вид, что работает.
В СССР Первое мая было праздником рабочих. Согласно Ленину, рабочие в этот день "празднуют свое пробуждение к свету и знанию, свое объединение в один братский союз для борьбы против всякого угнетения… за социалистическое устройство общества".
И теперь, когда нынешняя украинская власть взяла уверенный курс на декоммунизацию, Первомай перестал быть красным по сути, но почему-то первые числа мая остались в украинском календаре красными, то есть – выходными днями. Сейчас это всего лишь повод для гуляний, дополнительный выходной.
Хотите реальный, действенный, не бутафорский Третий Майдан? Требуйте от народных депутатов сделать 1 и 2 мая рабочими днями. Власть снесут уже в момент голосования за это. Допустим, 8 марта тоже не совсем украинский праздник. Но если женщинам нужен не просто свой день, а свой выходной, как он есть уже у мужчин 14 октября, на Покров, компромисс при наличии политической воли найти реально и "женский" выходной перенести. Теоретически, в гендерном аспекте, такое действо наверняка имеет смысл.
Тогда как выходные 1 и 2 мая смысла в Украине совершенно не имеют. Вернее, имеют – не украинской, не соответствующий выбранному курсу на западный, европейский вектор развития. Первомайские выходные – это чисто советский, даже совковый рудимент, который оправдать в Украине, одной из самых бедных европейских стран, невозможно. Более того: европейцы откровенно шизеют от количества наших выходных. Страна, которая должна непрерывно двигаться, каждый год в начале мая на две недели погружается в анабиоз и застой.
По традиции, политики уже с конца апреля переносят принятие любых, даже самых важных для страны решений на середину мая. Горожане исходят из городов, создавая на и без того не идеальных трассах гигантские заторы, в которых теряют время. В пригородах и за городом они пьют, едят, снова пьют, что подчеркивает "гибридность" объявленной в эти дни "солидарности трудящихся" еще очевиднее.
У Первомая есть история, и это – история не борьбы за два дополнительных выходных с возможностью бездельничать, пить беспробудно и засорять окружающую среду. В конце ХІХ века американские рабочие именно в этот день впервые вышли на демонстрацию с требованием сократить рабочий день вдвое и повысить оплату труда. Позже Американская федерация труда объявила 1 мая днем борьбы трудового народа за свои права. И – внимание! – профсоюзы не требовали лишнего выходного для всех трудящихся, тем более – двух. Цель движения – как раз борьба за реализацию права не на каторжный, непосильный, а нормальный, цивилизованный труд. Который должен достойно оплачиваться.
Итак, то, что для цивилизованных стран – День труда, для СССР – день отдыха. Точнее – два. Если выходной 1 мая еще можно хоть как-то, с натяжкой объяснить, почему гуляли и продолжаем гулять 2 мая, в честь чего, по какому поводу – тайна, покрытая мраком. Конечно, украинцы охотно перенимают советские традиции не потому, что привыкли. 7 и 8 ноября, к которым тоже вроде привыкли, уже давно не выходные, и ничего, как-то живем. Значит, дело не в привычке, а в сезонном праздновании. Не каждый год Пасха совпадает с Первомаем. Но всегда Первомай – огороды для одних, битье баклуш – для других, минимум десять дней на каком-то из мировых курортов – для третьих. И никак не сочетается с реализацией права человека на труд с достойной оплатой: если страна не работает, то и платить никто никому не собирается.