Кому выгоден подрыв автомобиля ОБСЕ
ОБСЕ подтвердило, что сегодня на территории ОРДЛО (её часть, называемая ЛНР) подорвался автомобиль с наблюдателями этой организации.
Есть жертвы — российские СМИ сообщают о как минимум одном погибшем. Факт смерти (или, надеюсь, что только ранения) международных наблюдателей – мощный инструмент, который можно использовать в политических целях. Тем важнее задать себе вопрос: кому это может быть выгодно.
Подрыв и его освещение
Информация о подрыве на фугасе автомобиля с наблюдателями ОБСЕ появилась в лентах российских СМИ ещё до официального подтверждения факта со стороны Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе. Например, Интерфакс подал сообщение в 12-44 по московскому времени, РИА «Новости» — в 13.21, Лайф — 13.12. ОБСЕ подтвердило факт подрыва в 13.15 по Киевскому времени (14.15 по Московскому).
- Новостные агентства Российской Федерации сразу расставили необходимые им акценты: Интерфакс сообщил о подрыве на фугасе, «который мог быть установлен украинской ДРГ».
- РИА «Новости» подчеркнуло, что сепаратисты «предупреждали наблюдателей о возможных провокациях со стороны ВСУ и действиях диверсантов».
- В «Лайфньюз» напрямую заявили о том, что наблюдатели нарушли мандат организации и отклонились от утверждённого маршрута.
Украинские СМИ констатировали факт подрыва, ссылаясь на данные ОБСЕ и привели заявление о соболезнованиях украинской стороны СЦКК.
Кому это могло быть выгодно
Причин произошедшего может быть сколь угодно много. Как-никак события происходили неподалёку от линии фронта. Однако, в данной ситуации стоит задать себе вопрос «кому это может быть выгодно» и «кто может использовать факт подрыва».
Стоит отдельно обратить внимание на работу СММ. В Украине не раз критиковали наблюдателей за то, что они не фиксируют часть инцидентов, ссылаясь на необходимость думать о безопасности своих сотрудников. Это проявлялось, в том числе, в эвакуации наблюдателей при начале обстрелов, работе в светлое время суток, и, самое главное, отказе ехать на потенциально опасные участки — туда где идут (либо могут начаться) активные боевые действия. Вполне логичный подход международной организации, которая имеет в распоряжении безоружные патрули наблюдателей.
Теперь рассмотрим факты.
- СММ ОБСЕ обращала внимание на то, что не имеет полного доступа ко всем территориям вдоль линии соприкосновения. С Украинской стороной общий язык находили и рано или поздно доступ предоставлялся. На территории ОРДЛО ситуации с отказом доступа как на отдельные объекты, так и в населённые пункты, районы — частое явление.
- ОБСЕ отводит своих наблюдателей из опасных участков, сосредотачивая усилия на фиксации последствий, и наблюдению с безопасного расстояния.
- Патруль наблюдателей подорвался на неконтролируемой Киевом территории — зоне, которая может обстреливаться с украинской стороны и где, что вполне логично, действуют украинские разведывательные группы.
- Патруль, если верить российским СМИ, отклонился от утверждённого маршрута (с подготовленной картинкой для наблюдения)
Исходя из специфики работы мониторинговой группы можно предположить, что в ближайшее время будут предприняты дополнительные меры безопасности. В том числе отказ от проявления инициативы и проведения мониторинга ситуации вне согласованных объектов, территорий, маршрутов.
Вот на этом можно рассмотреть мотивацию, или кому выгодно такое развитие событий.
Для Украины подрыв международных наблюдателей на стороне ОРДЛО является крайне невыгодным и нежелаемым событием. После «национализации» ряда предприятий, перевода блокады ОРДЛО на государственный уровень Киев впервые за последние годы перехватил инициативу: озвучил условия при которых пойдёт на дальнейшую реализацию Минска-2 (возврат предприятий, прекращение огня). В таких условиях в украинских интересах чуть ли не молиться на международных наблюдателей, пылинки с них сдувать. Кроме того, ограничение мобильности и зоны мониторинга территорий ОРДЛО наблюдателями ОБСЕ явно не входит в число приоритетов Киева – для Украины важно прямо противоположное — расширение присутствия мониторинговых групп на неподконтрольной территории.
Для России подрыв наблюдателей открывает окно возможностей и позволяет на международной арене заявить о невыполнении Украиной своих обязательств и проведении диверсионной деятельности на территории ОРДЛО, об угрозе мирным жителям со стороны украинских силовиков. И, самое главное, представить уже террористов с «народных республик» в качестве потерпевшей стороны от «террористических атак Киевской хунты». Последнее является прекрасным кейсом для российской стороны и будет использован в дальнейших слушаниях Международным Суде ООН дела Украина против России.
На локальном уровне подрыв группы даёт чудесные основания для дальнейшего отказа в допуске наблюдателям ОБСЕ на определённые объекты или территории — это, мол, опасно. Террористы уже становятся не нарушителями договорённостей, а чрезвычайно сердечными, добрыми и предусмотрительными товарищами, которые пекутся о жизни и здоровье сотрудников международных организаций.
А значит зоны, лишённые контроля СММ могут расшириться. В эти зоны есть возможность ввести любые вооружения, проводить там любого рода подготовку. Вплоть до сосредоточения сил для попытки нового удара. При этом, в случае эскалации на данной территории, можно попытаться возложить вину на украинскую сторону, обвинить, например ВСУ в обстрелах или попытке наступления. Поскольку наблюдателей нет — проверить заявления не представляется возможным.
Варианты действий Киева
Для Украины в данной ситуации время является критически важным ресурсом. Кроме «выражения соболезнования» украинской частью СЦКК власть просто обязана сделать несколько шагов. Например:
Срочно требовать создания международной следственной группы и допуска её на территорию, где произошёл инцидент — таким образом в данной зоне, вне зависимости от желания РФ, будет обеспечено присутствие международных наблюдателей или следователей. Что сделает невозможным, например, концентрацию вооружений и техники.
Выступить с инициативой увеличения частоты патрулирования СММ ОБСЕ своей стороны соприкосновения напротив места инцидента.
Выработать линию поведения и единую позицию в комментировании, обсуждении инцидента (как минимум спикерами ВСУ, МИД, АП)
Первыми поднять вопрос об изменении формата работы СММ ОБСЕ (как минимум развить украинскую идею о вооружённой миссии).
Банально, но время – не только деньги, своевременная реакция — ключ к политическому успеху.