Этому предшествовало заявление четырех других членов набсовета компании.
Премьер-министр Владимир Гройсман заявил, что поддерживает набсовет НАКа. Но, в результате возможного увольнения членов НС именно он окажется в выигрыше, поскольку заменять набсовет будет непосредственно акционер, то есть Кабмин.
Который теперь будет рулить нефтегазовым комплексом в ручном режиме.
О том, что на самом деле стоит за увольнением наблюдательного совета Нафтогаза и чего ожидать от него в дальнейшем, мне на условиях анонимности рассказал источник в компании.
Вкратце, ситуация следующая:
1. Нынешний наблюдательный совет НАК Нафтогаз Украины состоял из представителя Кабмина Юлии Ковалив, представителя президента Владимира Демчишина и независимых членов – в основном британцев, имеющих опыт работы в нефтегазовом бизнесе. Ключевые решения по контролю над работой компании выполняют эти люди. Такова международная практика. А также требование ЕБРР, Мирового банка, МВФ и прочих кредиторов Украины. ЕБРР занял Нафтогазу деньги под очень низкий процент (НАК впервые за всю историю привлек такой выгодный кредит). В ответ ЕБРР требует, чтобы набсовет был независим и чтобы туда входили иностранцы. Это значит, что после ухода набсовета кредиты ЕБРР могут прекратиться. Нафтогаз будет занимать деньги дороже, работать с меньшей прибылью.
2. Нафтогаз в прошлом году благодаря реформе впервые за много лет сработал с прибылью в 16 млрд грн.
3. Но главное, даже не кредиты, а то что именно независимый набсовет начал разбираться с сомнительными схемами в структурах Нафтогаза. В частности, набсовет обвинил в злоупотреблениях менеджмент Укртрансгаза, в результате чего был уволен директор компании Игорь Прокопив. Как рассказал источник в набсовете, суть претензий была в следующем: «В ходе проверки выяснилось, что Укртрансгаз заключил договор с украинской компанией, которая была создана недавно и не имела никакого опыта по проведению работ на трубопроводах. Отвергнув других претендентов – международные компании с мировым именем. Украинский победитель, как выяснилось, выиграл с формулировкой, что он может предоставить более качественные услуги. При том, что заказывал он их у западного же исполнителя, у которого можно было заказать напрямую. Проблема Прокопива была в том, что когда ему об этом сказали, он не попытался уволить исполнителей, принести извинения и изменить правила проведения тендеров, а бросился защищать сделку. В результате западная часть набсовета первая выступила за его увольнение».
4. Добавим, что ProZorro не помогает полностью искоренить коррупцию при госзакупках в силу того, что условия тендеров, за честным исполнением которых следит ProZorro, могут быть изначально прописаны под конкретного покупателя. ProZorro улучшило ситуацию с госзакупками, но не исправило ее полностью. Дословно: «Дьявол кроется в деталях, а с учетом программы закупок Укртрансгаза в 6,8 миллиардов гривен таких деталей много».
5. Тем не менее, сам по себе Игорь Прокопив, по мнению набсовета, не был для компании злом. Более того, он несколько раз спасал украинскую газотранспортную систему в ключевые моменты «газовой войны» с Россией. В набсовете все еще уверены, что конкретно он скорее всего не получал выгоды от странной закупки. Но, его подвела реакция на обвинения набсовета. Когда он не уволил проштрафившихся подчиненных и не изменил систему продаж, а сразу же стал жестко за них заступаться.
6. Увольнение Прокопива вызвало крайне негативную реакцию Кабмина. Особенно вице-премьер-министра Владимира Кистиона и министра экономики Степана Кубива. И вопрос скорее всего даже не в их материальной заинтересованности. А в том, что они оказались ментально не готовы к тому, что набсовет начинает жестко управлять активами Нафтогаза, увольняя проштрафившихся руководителей без спроса Кабмина.
7. В принципе с Кабмином вообще сложно проводить какие-либо реформы, поскольку там нет людей, которые бы понимали, принимали и уважали принцип независимого управления госмонополий. Никто из нынешних руководителей правительства, в особенности Степан Кубив, не понимают и внутренне не принимают, как крупные госкомпании могут быть полностью автономны от них в принятии решений. Опять же, вопрос даже не коррупции, а в убеждениях. Кубив – бывший комсомольский работник с соответствующим менталитетом.
8. В Кабмине ненавидят новых топ-менеджеров госмонополий, получающих большие зарплаты и зачастую отказывающихся участвовать в коррупции. Ненавидят, поскольку чиновники получают по 5 тыс. грн в месяц, а не зарплаты членов правления и набсовета Нафтогаза. Ненавидят, поскольку чиновники правительства в отличие от топ-менджеров госкомпаний не знают английского, не имеют западного образования, не ездят за границу. В целом имеет место зависть и мелкий саботаж на всех уровнях.
9. Еще одна причина, по которой не могут работать западные независимые представители в набсоветах. Дословно: «В закон Об электронном декларировании нарочно была внесена правка, обязывающая членов набсоветов госмонополий декларировать свое имущество. Не сделать это – нарушить закон. Сделать же это технически невозможно. Прежде всего, даже нельзя вписать британский индекс или, скажем, поставить в качестве адреса Лондон. Не говоря уже о том, что люди того уровня, что состоят в независимых набсоветах компаний, в принципе не станут сообщать о всем своем имуществе в Украине. Они не чиновники, а топ-менеджеры, легальность собственности которых уже проверили все британские правоохранительные органы».
10. Что касается судьбы главы Нафтогаза Андрея Коболева. Он полностью устраивает западных кредиторов компании. Но, не устраивает Кабмин и Администрацию президента. Однако его снятие очевидно не произойдет до конца мая, когда должны быть результаты Стокгольмского арбитража. Снять его сейчас это значит поставить нового руководителя под риск оказаться ответственным за возможный проигрыш в суде. В случае проигрыша, увольнение Коболева предрешено. В случае выигрыша, его все равно попытаются снять, но шансов это сделать будет намного меньше.
11. К сожалению, тему насчет иностранцев в правлениях взяли на вооружение не только антикоррупционеры. У «умных людей» во власти уже появился тренд ставить на ключевые должности, в том числе в госмонополии, вполне договороспособных иностранцев, которые закрывают глаза на коррупцию за определенную доплату. Это касается сегодня пока только транспортных монополий.
Отмечу от себя лично. Я никак не оцениваю все сказанное. Я лишь рассказываю о том, что узнал.