Безвиз: цветы запоздалые
Предвкушая шестое апреля, на Банковой всерьез рассчитывают: безвиз, как уже было сказано, станет главным электоральным козырем.
Вы помните, с чего начинался Майдан? Что стало причиной выступлений еще до того, как избили студентов?
Правильно, с преддверия Вильнюсского саммита, с требований парафировать соглашение об ассоциации с ЕС. Требований, особенно громко озвученных городской интеллигенцией и студентами.
Конечно, Ассоциация представлялась нам тогда промежуточным шагом. Далее – безвиз. И, наконец, полноценное членство в Евросоюзе.
Важно отметить: в 2013-м лидеры Старого Света едва ли не в ногах валялись у диктатора Януковича, упрашивая его поставить автограф.
Что было дальше, все мы помним. Равно как и то, что уже весной 2014-го пресловутый безвиз – наравне с обещанием закончить войну за несколько месяцев – стал одним из ключевых акцентов кампании Петра Порошенко. С его избранием на президентский пост начался наш долгий и тернистый путь к этому самому безвизу. На сей раз те же лидеры Старого Света, многие из которых падки до «аргументов» вездесущего российского «Газпрома» - были куда менее сговорчивы, куда менее расположены к Украине. Предлоги неизменно находились – дремучая коррупция, экономическая, политическая нестабильность. В Молдове и Грузии всего этого было не меньше, но они свой результат уже получили. При том, что «стартовали» мы практически одновременно.
Судьба безвиза для Украины решится уже в этот четверг, шестого апреля. Именно на этот день намечено итоговое голосование в Европарламенте. Сегодня стали известны результаты волеизьявления в профильном комитете – из сорока его членов против высказались лишь четверо. Трое французов и один итальянец. Что предсказуемо – привет «Газпрому».
Четверо из сорока – не критично, конечно, и хотя перед голосованием еще намечены тематические дебаты, уже сейчас ясно: наши шансы на получение «безвиза» в этот четверг довольно высоки.
Есть ли в этом заслуга украинской власти? Лично Президента? Безусловно.
Но тут-то и начинается самое интересное.
Ясно же: в случае позитивного исхода, тема «безвиза» будет преподноситься едва ли не главным достижением последних лет. Главным электоральным козырем нынешних украинских правителей. Главным, потому что других практически нет.
Вот только на дворе не 2013-й. И даже не 2014-й год. Слишком многое изменилось. Но власть этого, кажется, не понимает.
Затянувшаяся экономическая стагнация тему безвиза отодвинула для украинцев даже не на десятый – на сто двадцать пятый план. Вопрос банального выживания, вопрос того, как свести концы с концами – значительно важнее.
Не говоря уже о том, что – по данным неумолимой статистики – 68 процентов украинцев за рубежом никогда не бывали. Люди попросту не могут себе этого позволить. А многие из тех, кто в 2013-м мечтал, кто выходил – за эти свои мечты на Майданы по всей стране – погибли на Донбассе. Или разочаровались. Или в конец обнищали.
Остальные, да, уезжают. Причем массово. И безвиз им для этого не нужен.
Только за последние время Польша и Чехия суммарно установили для украинцев, желающих официально работать на территории этих государств, ежегодную квоту почти в два миллиона человек. Вдумайтесь: в два миллиона человек. И это – без учета специальных льгот для студентов.
Происходящее в экономике Украины просто гонит людей за границу.
Уезжают лучшие. Оказавшись – в очередной раз – не нужными собственной стране.
Мы можем залечить любые раны, но эту брешь – утрату человеческого ресурса, интеллектуального потенциала, так просто не залатать.
Власть этого не понимает. Предвкушая шестое апреля, на Банковой всерьез рассчитывают: безвиз, как уже было сказано, станет главным электоральным козырем. Так, как будто ничего иного не существует. Так, как будто за один только безвиз, который – сам по себе, конечно, важен и хорош - власти можно простить все остальное.
Закрыть глаза на уровень жизни, который продолжает ухудшаться, на тарифы, расшатанную гривну, войну.
Нет, мы с вами не можем все это игнорировать. Не должны позволить очередной раз обвести себя вокруг пальца.
У великого Антона Чехова есть повесть «Цветы запоздалые». Это – история о неразделенной любви, о слишком позднем прозрении. Позднем прозрении, обернувшемся трагедией.
Мне кажется, об этом стоит подумать.