Надежда Савченко быстро прошла, можно сказать – пробежала, путь от «народной героини» до «засланного агента ФСБ». А Дональда Трампа обвиняют в пророссийскости и в том, что чуть ли не благодаря вмешательству Кремля в американский выборы он стал президентом США. Обоих персонажей объединяют упреки за лоббирование интересов Кремля. Но кто больше всех заинтересован в этой критике?
По Трампу. Если бы в Кремле действительно имели серьезное влияние на Трампа, то вели бы себя тише воды, ниже травы, чтобы не нарываться на большой скандал и снимать сливки. В любом случае, если у Трампа и была какая-то симпатия к России, то после всех случившихся на эту тему скандалов он уже трижды подумает, прежде чем решиться на маломальские шаги в сторону России. А если даже и сделает такие шаги, пусть самые оправданные, то противники Трампа получат благодатнейшую почву для обвинений.
Раз Кремль не может контролировать американского президента, то остается делать вид, что может контролировать, и экспортировать эту тему в США с целью острого внутреннего конфликта. Для этого Кремль активно закидывает демократам США псевдодоказательства своей мегадружбы с Трампом, дескать «ТрампНаш», и одновременно Кремль доносит Трампу через посредников, мол «сам видишь, как демократы на тебя наговаривают». В такой способ Россия пытается посеять нестабильность внутри США.
Теперь по Савченко. Российской ФСБ хорошо знаком психотип пассионариев – этой темой они занимались еще со времен КГБ. Прямо контролировать пассионария никто не в силах. Поэтому невозможно было завербовать Савченко и дать ей указания по диверсионной миссии в Украине. Но ФСБ изучила психотип Савченко и разработала механизм манипуляции ею для использования в качестве инструмента дестабилизации Украины.
Например, ей разрешили провести переговоры об обмене военнопленными с кремлевскими марионетками Захарченко и Плотницким для легитимизации псевдореспублик и создания картинки гражданского конфликта в Украине.
А чтобы все думали, будто она – агент Кремля, разрешили ей приехать в Москву в Верховный суд РФ на приговор по апелляции Карпюка и Клыха. Хотя Савченко своими высказываниями («нужно извиниться перед жителями Донбасса» и прочими) и действиями оставляет ФСБ без работы над имиджем Савченко как кремлевского диверсанта. Все это негативно влияет на наших западных партнеров, которые сделали так много для давления на Путина и освобождения Савченко, но уже сомневаются в новой помощи Украине.
Кремль очень любит блеф. И очень хочет поддерживать образ Путина как «гения мысли», способного на многоходовки. Отсюда и попытка Кремля выставлять ряд вещей в качестве своих побед и достижений. Две абсолютно разные фигуры – Трамп и Савченко – отлично иллюстрируют модель геополитической игры России, которая не имеет реального контроля над этими фигурами, но создает видимость контроля, и умело использует критику в адрес этих фигур.