Людей на улицы вывело ухудшение качества жизни, отсутствие внятной политики государства в этом вопросе и третье, это нелогичные шаги самого белорусского государства.
На фоне определенного ухудшения уровня доходов белорусов, государство начало ограничивать возможность заработать. Белорусы – лидеры по количеству шенгенских виз на душу населения, а приграничная торговля многим давала возможность заработать. Поехать на шопинг в Вильнюс среди белорусов считается вполне нормальным явлением.
В прошлом году власти ввели ограничение на ввоз товаров за границы, а потом еще ограничение на сумму посылки. После этого прошел пикет по поддержке социальной политики государства.
Три нелогичных шага власти привели к недовольству населения. Но это недовольство откровенно проспала и власть и оппозиция, на нем пытались сыграть множество различных групп, в том числе и политических. Как раз попытка сыграть на самых процессах вызвала несколько нервную реакцию власти.
На протяжении года на них не обращали внимания, но когда стало очевидно, что чиновники и идеологи команды Лукашенко не заметили появления новых игроком, у власти сдали нервы. Речь идёт об изменении состава протестующих (против "декрета о дармоедстве" выступали в том числе очень обеспеченные люди) и групп анархистов, которые попытались возглавить протестное движение.
Это первое, что касается того, что было.
Второе, касательно репрессивной политики. Да, власть испугалась, и задержания были вполне логичным шагом. В белорусских реалиях, увы, это достаточно привычная вещь. Власть не знала что делать и пыталась старыми привычными (репрессивными) методами сбить волну. С другой стороны очевидна новая тенденция - попытка играть в своего рода демократичность.
Подавляющее большинство задержанных на акциях – были отпущены. Около 3-ох часов их продержали в отделениях милиции – это время разрешённого задержания для установления личности - и отпустили. Отпускать без составления протокола и развозить по городу (в разные микрорайоны) - ноу-хау 2017 года, такой себе беларуский УБЕР-автозак. Раньше белорусская репрессивная машина была более последовательная. Если человека задерживали, что он как минимум получал штраф, а как максимум – уголовное дело или административный арест до 15 суток.
В последнем случае власть достаточно лояльно отнеслась к протестующим.
Теперь насчет европейских санкций и возможного давления Европы. Рузвельту приписывают следующую фразу об Анастасио Самосо Гарсиа: "Он су*ин сын, но он наш су*ин сын". Если Европа усилит санкции, то повторится ситуация 2010-го года, когда режим изоляции позволил РФ достаточно быстро завершить операцию по "принуждению Беларуси" подписать документы о создании Таможенного Союза!. Или же ситуацию Украины 2001-го года, когда после убийства Гонгадзе и нервной реакции властей на "Украину без Кучмы" были остановлены переговоры, выводившие Украину на подписание договора об ассоциации ещё в 2002-2003 годах.
Запад сейчас выражает озабоченность, точно также как выражал озабоченность в связи с аннексией Крыма, но при этом президента Лукашенко США приглашают посетить их страну. Это впервые за 20 лет.
Если в Беларуси не случится ничего экстраординарного, например, политического убийства и т.д., то санкции не усилят. Будет озабоченность, будут заявления, но будет и работа.