Ловушка для президента
Внесенные вчера поправки к закону о противодействии коррупции, которыми ставятся под удар общественные организации - это не случайность и не плод больной фантазии отдельных депутатов.
Это инициатива, родившаяся и уже много месяцев обсуждавшаяся непосредственно в администрации президента – главой государства и его партнерами, ослепленными жаждой мести гражданскому обществу.
Это не слухи, не мои домыслы. Это достоверный факт, который могут подтвердить сотрудники АП и члены так называемой стратегической семерки. Более того, подобные поправки ранее уже пытались провести через парламент, но за подписью другого народного депутата. К сожалению, уважаемая мной коллега Татьяна Черновол стала всего лишь слепым инструментом в руках тех, с кем она сама боролась будучи вне парламента.
В основе этих поправок лежит не забота о стране или армии, а банальная месть гражданскому обществу. Тому самому гражданскому обществу, которому еще три года назад Петр Порошенко, Александр Турчинов, Арсений Яценюк и Сергей Пашинский стоя аплодировали за расследования по Межигорью, по тендерам на ЕВРО 2012, вышкам Бойко, по схемам Злочевского, Клюева, Курченко и сотен других дел. После Майдана материалы этих расследований легли в основу уголовных дел, на которых успешно зарабатывает политические очки вся нынешняя команда.
Теперь перед Петром Порошенко стоит дилемма - глава государства попал в ловушку, сознательно или по тупости расставленную собственной командой и своими партнерами по коалиции. .
ЕСЛИ ПРЕЗИДЕНТ НЕ ПОДПИШЕТ законопроект, уже через неделю военнослужащие подпадут под ответственность за неподачу электронных деклараций и с 1.04 на ни могут быть составлены протоколы коррупции. Как верховный главнокомандующий ВСУ президент не может поставить под удар тысячи участников АТО. Это несправедливо и аморально, учитывая открытое пренебрежение к ответственности за коррупцию в тылу.
ЕСЛИ ЖЕ ПРЕЗИДЕНТ ПОДПИШЕТ закон, гражданскому обществу будет объявлена неприкрытая война. Под действие закона подпадут все НГО, которые так или иначе имеют отношение к коррупции, а также их контрагенты - предприятия любого вида собственности, предоставляющие им услуги. Причем это также касается организаций, занимающихся мониторингом коррупции ы Министерстве обороны, силовых ведомствах, публичных закупках для армии и т.п. Не говоря уже о том, что внесенные поправки позволят многим чиновникам-коррупционерам избежать ответственности, получив статус участника боевых действий или поступив в высшее военное учебное заведение.
То есть, защищая военнослужащих от электронного декларирования, авторы поправок автоматически поставили под удар тех, кто с первого дня войны критиковали и продолжают критиковать государство за неэффективное или преступное использование оборонного бюджета.
Помимо прочего эти поправки нарушают саму логику самого закона и общепринятые международные стандарты в сфере борьбы с коррупцией. И в национальном, и в международном праве понятие «коррупция» в первую очередь касается конфликта интересов ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА, которое в нарушение закона использует свои властные полномочия в целях личной выгоды. А новой редакцией закона сотрудники НГО приравниваются к чиновникам, что противоречит здравому смыслу.
И на месте главы государства я бы не испытывал больших иллюзий, что исключение из законопроекта сотрудников СМИ спасет смягчит ситуацию. Помимо того, что война политиков и активистов сама по себе очень благотворна для критики и освещения, в Украине многие журналисты являются членами НГО, а гражданское общество и СМИ активно сотрудничают между собой.
КАКОЙ ВЫЙТИ ИЗ СИТУАЦИИ
У Петра Порошенко все еще есть возможность выйти сухим из этого болота. Президент может подписать поданный закон, но одновременно, в тот же день подать в Верховную раду неотложный законопроект, который отменит неприемлемые поправки, внесенные парламентом. Могу даже подсказать аргументы. Глава государства, как Главнокомандующий, внося свои поправки хотел урегулировать ситуацию ТОЛЬКО в отношении военнослужащих. Все остальное депутаты внесли, прикрываясь инициативой и благими намерениями главы государства, за которые сами и должны нести ответственность.
Если такой законопроект появится в зале за подписью президента, есть шансы, что за него проголосует БПП. Интуиция и личные контакты подсказывают, что голоса дадут также Радикальная партия и существенная часть Народного фронта, которая изначально была против этих поправок. Вместе с голосами Самопомощи и Батькивщины этого будет достаточно, чтобы отменить маразм, проголосованный вместе с регионалами.