Чем завершится блокада для сталеваров и украинской экономики
Первые результаты работы украинской промышленности в начале текущего года оказались более чем обнадеживающие. В связи с ростом цен и спроса на металл в мире, украинские металлургические компании в начале 2017 году нарастили и производство стали, и ее экспорт: производство за январь выросло на 8,7%, и отгрузки за границу — вообще на 17% (в натуральном выражении по сравнению с прошлым годом).
В целом, ситуация на мировом рынке складывалась для нас хорошо. И это вселяло надежду на то, что в этом году и экспорт, и экономика Украины в целом покажут хороший рост. Но полная блокада республик сепаратистов, скорее всего, приведет к тому, что вместо ожидаемого увеличения ВВП мы увидим провал. И главным образом из-за сталеваров.
Госстат Украины, к сожалению, не дает данных об объемах производства продукции в зоне АТО. Но руководство страны несколько раз заявляло, что наша страна может потерять около $2,5-3 млрд экспортной выручки в результате захвата сепаратистами украинских предприятий. Не исключено, что с учетом технологических цепочек, которые так или иначе охватывают всю экономику, потери будут еще больше.
Первые результаты возможно будет оценить по итогам первого полугодия 2017 года, а сейчас можно только спрогнозировать, что по результатам текущего года производство металла уменьшится, как минимум, на 20-25%. Это частично связано с тем, что из зоны АТО на украинские металлургические предприятия поступал кокс и уголь, которые теперь будут недоступны.
Самые пессимистичные прогнозы показывают, что в результате действий сепаратистов и блокады ОРДЛО, ВВП Украины по итогам 2017 года может упасть на 5-6%. Но это падение можно частично нивелировать за счет превентивных действий со стороны украинской власти.
Уголь и кокс можно покупать за границей — как в странах СНГ, так и ЕС. Понятно, что цена кокса и угля будет выше, чем того, что Украина получала из зоны АТО, но это в целом позволит компенсировать потерю поставок и уменьшит потерю выпуска металла. Таким образом можно не допустить существенного падения производства металла, а самое главное — его экспорта.
Как помощь украинским металлургическим предприятиям в этой ситуации правительство Украины могло бы ввести временные преференции для поставок импортного угля и кокса. Это могут быть и льготы по налогам, и льготы по уплате таможенных сборов. Таким образом удалось бы избежать удорожания сырья и поспособствовать стабильной выплавке стали.
Третьим направлением помощи может быть предоставление льготных кредитов со стороны госбанков, чтобы предприятия могли купить необходимый уголь и кокс в достаточных количествах.
В любом случае, все эти меры могут носить временный характер и их главная цель — помочь украинским металлургическим предприятиям пережить этот год, который будет для них тяжелым в результате блокады ОРДЛО. В последующие годы такого рода преференции будут уже не нужны.
Потеря части металлургического сектора Украины — это, прежде всего, потеря части экономики Украины. Но если учесть, что многие наши меткомбинаты уже давно морально и технологически устарели, то возможно, что именно блокада ОРДЛО будет тем драйвом, который ускорит процесс закрытия неэффективных металлургических мощностей.
В конечном итоге, Украина рано или поздно откажется от такого большого количества металлургических предприятий, поскольку их содержание и рентабельность не всегда оправдывают необходимость, а нанесение вреда экологии очень существенное. Поэтому будущее экономики Украины — это, прежде всего, небольшое количество реконструированных новых меткомбинатов, которые более энергоэффективны и экологически безопаснее. Что же касается старых производств, то от них однозначно нужно избавляться.
Этот год, скорее всего, будет сложным для нашей металлургии, но это, во многом, необходимые действия, которые вызваны тем, что сепаратисты фактически захватили часть территории Украины и лишили экономику Украины части ее собственности. Разрыв деловых и бизнес связей уже не остановится. Стране нужно будет учиться жить без угля и кокса сепаратистов.