Без денег МВФ, но с дыркой в экономике. Жизнь после блокады Донбасса
Блокада Донбасса и неопределенность вокруг российских банков способны серьезно ударить по экономике Украины.
Ранее утро воскресенья. Ничего не предвещает беды. Время нежиться в постели, задумываясь о чашечке кофе, спорте и других прелестях спокойного выходного. И тут информационное пространство взрывается информационной бомбой. МВФ перенес рассмотрения решения о выделении Украине следующего транша. Из программы заседания Правления Фонда просто исчезло упоминание об Украине. Решение должно было быть принято 20 марта. В понедельник.
Тут же информационное пространство всколыхнулось любителями Зрады. Надо сказать, что если бы заседание Правления Фонда состоялось, то многие люди писали бы, что Украина опять продает свое будущее, недра и душу невидимым функционерам Фонда.
Ругались бы на чем свет стоит в связи с тем, что меморандум не опубликован через минуту после подписания и по поводу того, что в нем предусмотрено. Вспоминали бы геноцид пенсионеров. И грозились бы новым голодомором в связи с рынком земли. Но теперь те же люди клянут власть за то, что они не договорились с МВФ. Хотя, конечно, ругать власть есть за что.
Что же случилось? Для начала, ничего смертельного. Для Украины важно не получить транш, а оставаться в программе. Что собственно остается в силе. Эта та классическая ситуация, когда самолюбие страдает больше всего. Заседание правление Фонда по нашему вопросу просто перенесли. До выяснения, так сказать. Что Фонду необходимо выяснить? Или, даже, верно будет сказать, прояснить. МВФ конечно двигатель реформ в Украине, но не стоит забывать, что он еще и кредитор. А для кредитора крайне важно понимать финансовое состояние заемщика.
А в последние недели, или даже неделю, состоялось слишком много событий, которые могут негативно повлиять на финансовое состояние страны. Что же случилось? В первую очередь это блокада и неопределенная ситуация вокруг российских банков. И нельзя забывать также свистопляску вокруг будущего аудитора НАБУ. Которая очень расстроила западных послов. И, которые, наверняка не забыли написать об этом в столицы своих государств. В меморандуме МВФ очень много внимание уделено антикоррупционной программе, это и расширение полномочий НАБУ и создание антикоррупционного суда, а значит атака на это ведомство не может не беспокоить и Фонд.
Но прежде все, это, конечно, экономика. Пока блокада была самодеятельностью лиц без определенного рода деятельности, все просто наблюдали. Когда она перешла на государственный уровень, убрав неопределенность, МВФ прореагировал.
Еще когда блокаду вели активисты, И ЕС и США не раз заявляли, что затея эта вредная и к добру не приведет. Когда все это перешло на государственный уровень, позиция наверняка не изменилась. Блокада, кем бы она не проводилась, крайне вредна для экономики Украины. И основные потери тут не для корпораций (ДТЕК и Метинвест переживут) и не для бюджета (не так много налогов платилось оттуда), а для платежного баланса. В результате блокады Украине придется уменьшить экспорт и увеличить импорт.
В результате, по подсчетам НБУ потери для платежного баланса составят 2 млрд. долларов. А это очень много. Шутка ли, это больше, чем мы получили от МВФ в прошлом году. И это больше 10% резервов Национального Банка. Само собой, это полностью меняет макроэкономическую модель страны и логично, что в Фонде настояли на ее пересчете.
Могли ли они сделать это после транша? Теоретически да. Мог бы президент ввести свою блокаду неделей позже? Тоже теоретически да. Но он сделал это на прошлой неделе, а Фонд посчитал, что стоит пересчитать уже. А может просто добавилась обида, что власти Украины принимают непонятные решения не посоветовавшись.
Аналогичная ситуация и с атаками на российские банки. Доля российских банков в активах банковской системы Украины меньше 20%. Но и это не мало. А значит потенциальный риск для системы достаточно велик. Равно как и потенциальная нагрузка для Фонда гарантирования вкладов. Пока, конечно, на этом фронте все без особых потерь.
НБУ ввел мудрые санкций, которые не затрагивают деятельность банков, зарегистрированных в Украине. Но попустительство властей в вопросе давления на банки, тот факт, что группе маргиналов удается так давить на правительство, что НБУ вынужден вводить санкции, не может не пугать Фонд. Который, вполне вероятно, хочет донести эту идею до украинского правительства. И подсчитать, какие потери экономика может понести, если давление на банки с российским капиталом продолжится. А эти расчеты также требуют времени.
Таким образом, решение Фонда продиктовано аудиторами и оценщиками, которым необходимо просто просчитать последствия решений. Которые, к сожалению, принимаются возможно и без расчетов. Например, радуясь блокаде, мало кто понимает, как это отразится на курсе гривны. А ведь именно курс национальной валюты пострадает прежде всего и от блокады, и от потенциальных проблем российских банков. Расчеты будут сделаны и транш мы получим. Но осадочек все равно останется. Равно как и последствия для украинской экономики.