Голландцы, конференция и весеннее обострение
Спекулянтов порадовала ФРС. Регулятор пусть и поднял ставку, но сопроводил это весьма мягкими высказываниями, показав, что не очень решительно настроен делать большие ставки быстро. Что тут же отразилось в котировках казначейских обязательств (доходность резко упала, пообещав еще несколько месяцев сладкой жизни для развивающихся рынков) и долларе. Евро существенно подрос и курс евро/доллар уже составляет 1,078. Реакция рынка акций была позитивна, но более сдержанной. В четверг индексы даже умудрились немного снизиться. В итоге утро пятницы S&P500 откроет на отметке в 2381 пункта. Это не исторический максимум, но очень недалекая от него цифра. Оптимизм никто не отменял, как в Штатах, так и по всему миру. Причем иногда оптимизм этот прямо пугает. Особенно когда вы смотрите на Китай, вспоминая о том, как хорошо растут на этом грунте пузыри. Цифры по статистике банковского сектора и по динамике цен на недвижимость могут заставить вас как радоваться, так и вспотеть от ужаса. Вспоминая американские 2005-2006 года. Но, потом вы все равно вспомните, что до 2008 года еще далеко, а, значит, глупо не радоваться вечеринке.
Конечно, не только доллар падал, но и евро укреплялся. В этой логической ловушке (одной из набора тех, что так любят аналитики, которые часто радуют вас высказыванием «цены выросли, потому что покупателей было больше, чем продавцов») главное — не потеряться в причинно-следственных связях. Потому что доллар падал, благодаря ФРС, а евро рос, благодаря здравомыслию голландцев. Последние, внезапно (особенно после всех своих референдумов) проявили ответственность и в среду почти всей страной пришли на выборы. Отдав безоговорочную победу действующему премьеру, послав в нокаут местного популиста. Помогло премьер-министру и то, что он очень вовремя проявил себя мужиком, разогнав водометами и дубинками местных турков, вышедших против чего-то там протестовать. Они вообще очень вовремя друг для друга затеяли перепалку с Эрдоганом. Тут и Рютте смог показать себя мужиком, и Эрдоган стучал кулаком по столу, показывая, что никого не боится. Для последнего это очень важно, потому как у него на носу тоже референдум, который должен сделать его султаном, и в такой ситуации очень важно выглядеть крутым перцем, который всех порвет за маленького турка, а за великую Османскую империю и подавно. В общем, для Европы удачно получилось. В краткосрочной перспективе. Чем обернётся для нее Эрдоган в долгосрочной перспективе, еще не ясно, но инвесторов и спекулянтов это пока не волнует.
На фоне таких позитивных новостей для развивающихся рынков и накануне заседания правления МВФ украинский сегмент еврооблигаций не мог не пребывать в хорошем настроении. По крайней мере его суверенная часть. Доходность продолжает оставаться в диапазоне 7,5%-9,0%, демонстрируя превалирующий спрос на коротком конце кривой. В корпоративных облигациях главной новостью снова стала блокада. На этой неделе власть перехватила инициативу у протестующих, возглавив блокаду. При этом ДТЭК и Метинвест тут же признались, что у них таки отжали заводы и шахты. Ценам на облигации того же ДТЭКа это очень не понравилось. Хотя зря. С одной стороны, лучше бы они смотрели на новый уровень тарифа. А с другой, признание факта не делает ситуацию иной (ведь и так все догадывались, что происходит), но позволяет отыграть назад все «блокады» и «национализации», вынеся вопрос в переговорный формат. Особенно на фоне заявления ООН, что отжатие заводов является военным преступлением, которое уж тем более противоречит духу минских соглашений. А, значит, есть вероятность, что ситуацию удастся вернуть к статусу-кво. И что в этом и был план новой блокады, управляемой уже лично президентом. Это если искать логику. Если вдруг окажется, что ее нет, то, вероятно, инвесторам надо будет просто списать активы, вычеркнув с баланса эмитентов пару заводов и шахт. Тем более, тот же ДТЭК уже заявил, что это не помешает им обслуживать свои долги, а аналитики посчитали их урезанную EBITDA и согласились.
На внутреннем рынке главным событием недели стала конференция Dragon Capital. В Киев съехалась более чем важная публика. И если сложить все те средства, которыми управляют фонды, чьи представители заглянули на огонек, то выходит порядка 4 трлн долларов. Инвесторы слушали позитив от участников панелей (особенно распространённый среди тех, кто говорил на английском), вместе с этими участниками уговаривали главу НБУ не уходить и просто хорошо провели время. Правда, в отличии от старых времен, конференция не сопровождается ралли на рынке украинских акций. Что и не удивительно, ведь если раньше сюда приезжали спекулянты по акциям, то теперь это в основном инвесторы в облигации. А поскольку в локальные облигации мало кто инвестирует, то в основном их интерес сфокусирован на евробондах. На этом фоне порадовала (в том числе и приезжих) активность НБУ в плане выведения в свет локальных государственных облигаций, которых могут включить в список торгуемых вне страны, что позволит инвесторам покупать их и не связывать при этом с внутренней кухней и заводом на нее своих денег. Как уже сделали до этого государственные облигации России (ОФЗ) и Турции. Правда, этот процесс у них всех занял очень много времени. И в добавок, текущая доходность украинских внутренних госбумаг (15%) делает их не интересными на фоне украинских же еврооблигаций, торгующихся с доходностью в 8%, но номинированных в долларе.
А главный ньюсмейкер последних лет на внутреннем рынке — НБУ — был вынужден придумывать, что ему делать с российскими банками. Весенний приступ активности у определенной категории граждан, возомнивших себя одновременно и строителями (вольными каменщиками) и финансистами, привел к необходимости для регулятора придумать санкции против российских банков. Причем санкции должны одновременно и быть санкциями и не навредить украинскому банковскому сектору. Регулятор блестяще с этим справился, запретив выводить деньги в пользу российских материнских структур. Что те и не делали в последние годы, а то и всегда, направляя деньги только в одном направлении. Правда, есть вероятность, что весеннее обострение у некоторых граждан, стимулируемое еще и другими гражданами, недавно лишившимися банка, может продолжится, но тогда государству уже следует вспомнить, что оно государство и взять пример с голландцев. Удивительно, но на этом фоне гривна демонстрирует чудеса стабильности, торгуясь чуть ниже 27,0. А локальный рынок акций безболезненно пережил очередную экспирацию. И индекс УБ нынче торгуется у отметки в 935 пунктов. Вот уж кому не страшны любые весенние обострения.