ДТЭК уже заявил об окончательной потере 11 компаний, входящих в его состав. По сути, прекращают работать АО ДТЭК Шахта Комсомолец Донбасса, ООО Моспинское УПП, ЧАО ДТЭК ПЭС-Энергоуголь, ООО ДТЭК Востокэнерго (ОП Зуевская ТЭС), ПАО ДТЭК Донецкоблэнерго, ООО Техремпоставка, ООО ДТЭК Свердловантрацит, ООО ДТЭК Ровенькиантрацит, ООО Электроналадка, ООО ДТЭК Высоковольтные сети и ООО ДТЭК Сервис,
Вслед за ДТЭК, по имеющейся информации, свои активы закроет и Метинвест.
Причина та же, что и у ДТЭК. «ДНР» и «ЛНР» поставили им ультиматум: или перерегистрироваться у так называемых «республик» или отдать предприятия.
Ринат Ахметов предпочел потерю активов.
Потеря Енакиевского меткомбината Метинвестом особенно удручает: это единственное предприятие, которое поставляло квадратную заготовку из Украины, в него были вложены сотни миллионов долларов инвестиций.
Именно в ответ на эти действия террористов Совет национальной безопасности и обороны Украины ввел полную блокаду торговли с оккупированной территорией.
Все логично. Пока у Украины была возможность получать налоги и валютную выручку со своих предприятий в регионе, то имело смысл обеспечивать их работу (хотя блокада последние месяцы этому де-факто мешала).
Теперь никакие связи не имеют смысла.
Забрали активы, которые приносили Украине прибыль? (Подчеркиваю Украине, а не олигарху Ахметову, как любят повторять некоторые персонажи).
Гуляйте лесом!
Что все это означает для Украины?
В ситуации остановки шахт и отсутствия украинского антрацита для обеспечения украинских ТЭС, уголь необходимо импортировать.
При этом цена угля, которая покрывается тарифом (согласно методике расчета ОРЦ), является средней ценой API2 за 12 месяцев, предшествующих расчетному периоду, то есть не соответствует его фактической стоимости (установленная в тарифе цена – 1730 грн/тонна, реальная цена на мировом рынке с доставкой в порт Украины – порядка 3000 грн/тонна).
С большой долей вероятности это приведет к повышению тарифов на электроэнергию для промышленности. Население же «заплатит» за блокаду в стоимости продуктов и услуг, которые, несомненно, вырастут.
Есть и другие отрицательные последствия. В частности, по оценкам ГФС, Украина по итогам года потеряет 32 млрд грн налоговых поступлений в бюджет, в случае остановки работы предприятий на неконтролируемых территориях или их «национализации».
Экспроприация украинских активов приведет к снижению валютной выручки страны на $1,5 млрд, значительному оттоку валютных средств, непременно приведёт к ослаблению гривни. Более 500 тыс украинцев могут остаться без работы;
Напомним, что АрселорМиттал Кривой Рог сообщил о нехватке углей марок АШ и АС, которые являются критическим сырьем для агломерационного и металлургического производств. Это может привести к сокращению производства. ИСД оценила потери от блокады Донбасса в $41 млн в неделю. А Укрзализныця тоже оценила потери ж/д ориентировочно в 8 млн грн.
Украина приложила немало усилий для получения очередного транша МВФ в $1 млрд. Вместо того, чтобы направлять эти средства на «оживление» украинской экономики, мы будем закрывать «дыру», которая образовалась в связи с блокадой и последовавшей за ней «национализацией», а вернее бандитской экспроприацией украинских активов.
Украину ждет падение экспорта. Курс доллара в апреле может подскочить до 30 грн. НБУ уже заявил о возможных его колебаниях, снижении притока валюты на $1,5 млрд, замедлении экономического роста на 1,3 процентных пункта (до 1,5% в текущем году), повышении риска инфляции
Что касается отобранных заводов, то у них есть только одна возможность – продавать свою продукцию в Россию. Тем более, что, судя по сообщениям РБК, российское правительство уже давит на местный бизнес с тем, чтобы обеспечить поставки и сбыт этих самых заводов.
Безусловно, нормально работать они больше не будут, если будут вообще.
Но, кремлевским политтехнологам на это в принципе наплевать.
Главное, отрицательный эффект, который это окажет на Украину.
И главное, что «благодаря» блокаде с украинской стороны, всю вину можно свалить на тех украинцев, которые перекрывали железнодорожные линии.
И наконец, самое главное.
Сегодня, скорее всего, день, когда Украина окончательно потеряла оккупированные территории.
Вернуть их в состав Украины теперь может только событие вселенского масштаба вроде развала России, которое, вероятней всего, на нашем веку уже не случится.
Сотни тысяч людей, которые работали на предприятиях, плативших налоги в Украине и осуществлявших сбыт продукции через территорию Украины, могли стать серьезной опорой реинтеграции Донбасса на основе Минских соглашений или на основе какого-то нового соглашения.
Слова генеральных директоров предприятий о выгоде работы с Украиной и жизни в Украине могли бы иметь решающее значение для сотен тысяч людей на оккупированных территориях.
Теперь это уже не имеет значения.