Как Демчина стал инструментом политического рэкета
Позорная история, когда СБУ объявила войну независимым трейдерам сжиженного газа, закончилась победой бизнеса.
Позорная история, когда СБУ объявила войну независимым трейдерам сжиженного газа, закончилась победой бизнеса
Это – результат четырехмесячной совместной борьбы политиков и предпринимателей за честную конкуренцию.
Самую непосредственную роль в зачистке рынка для Виктора Медведчука отыграл первый замглавы спецслужбы Павел Демчина, ставший на прошлой неделе фигурантом громкого журналистского расследования.
В моем распоряжении есть письма, подписанные лично Демчиной. Он как первый заместитель главы СБУ одновременно является руководителем управления борьбы с коррупцией и организованной преступностью. Именно по его представлению Минэкономики в феврале ввело санкции против 16 компаний, поставлявших в Украину сжиженный газ, подлежавший реализации автомобилистам через сети заправок.
Требование наказать компании Демчина аргументировал целью «защиты национальных интересов, суверенитета и территориальной целостности Украины». Чтобы перераспределить рынок, против двух компаний были отрыты уголовные производства по статье «финансирование терроризма», но под этим поводом заблокировали работу 16 основных трейдеров. Некоторые из пострадавших от произвола СБУ, как фирма «Автотранс», известна поддержкой волонтеров и помощью в реабилитации воинов АТО, а другая попавшая под молох спецслужбы компания «Укргазпетролеум» за свои деньги построила дом для 18 семей ветеранов АТО.
Кроме «финансирования терроризма», СБУ потребовала от таможни проверять все 161 заблокированную цистерну со сжиженным газом на предмет наличия в них «ядовитых веществ», а от Укрзализницы – искать повреждения буксовых узлов в колесных парах вагонов с цистернами.
Месяцы переговоров с СБУ, обжалование в судах не привело ни к чему. О ситуации лично высказался глава администрации президента Райнин, который поддержал действия спецслужб: «В данном случае СБУ отстаивает национальные интересы. Открыто уголовное производство по статье "финансирование терроризма" в отношении Курченко и его хозяйственной деятельности, связанной с Украиной. Я не вижу никакого передела рынка». При этом он ни словом не прокомментировал тот факт, что одновременно с блокированием 16 трейдеров в десятки раз увеличились заявки на поставки газа в Украину от компаний «Глуско» и «Креатив», которые связывают с Медведчуком.
Этот фарс закончился лишь после того, как удалось вывести проблему в публичную плоскость, заручиться поддержкой в лице премьер-министра Гройсмана и подключить инструменты депутатского воздействия.
Сперва санкции Минэкономики были сняты с части компаний, и их товар начали растамаживать. При чем, что интересно, в числе первых ограничения были сняты с тех двух юрлиц, против которых изначально открывали расследование о финансировании терроризма. Но часть игроков продолжали быть заблокированы.
В итоге, только в прошлую пятницу эпопее положили конец: Минэкономики сняла санкции со всех трейдеров, а их товар начали оформлять на таможне.
Правда, перед потерпевшими представителями бизнеса никто не извинился. Люди потеряли миллионы по вине государства. Один из трейдеров, например, так и не дождавшись растаможки, отправил четыре вагона в Венгрию и потерял более миллиона гривен на переходе с режима «импорт» на режим «транзит». За время простоя акциз на сжиженный газ вырос с 31 до 52 долларов с тонны, что тоже легло убытками. Дошло до абсурда – пока цистерны со сжиженным газом были заблокированы, некоторые таможенники, вносившие таможенные декларации в базу, уволились, а без их электронной подписи было невозможно закончить оформление груза после снятия санкций.
В результате попыток СБУ перераспределить рынок, часть потерпевших трейдеров решили написать заявление в НАБУ на действия чиновников в интересах компаний Медведчука. Без создания прецедента наказания и взыскания с государства потерянных денег подобные наезды будут продолжаться и в будущем – особенно с приближением выборов президента, когда у силовиков будет обостряться желание «наесться», а у руководства страны – необходимость наполнения предвыборной кассы.