В ночь на 7 марта Соломенский райсуд Киева на 60 дней с возможностью внесения залога в 100 млн. грн. взял под арест действующего главу Государственной фискальной службы (ГФС) Романа Насирова. Впервые в постмайданной Украине обвинение выдвинуто одному из высокопоставленных чиновников страны. Ему инкриминируют принятие незаконного решения об отсрочке платежей по ренте в так называемой "газовой схеме Онищенко" на общую сумму 2 млрд. 19 млн. грн. Дело главы ГФС продемонстрировало, что "священных коров" в украинской политике не осталось. На месте Насирова теперь может оказаться любой высокопоставленный чиновник.
Один из них
Роман Насиров принадлежит к тому кругу людей, которым доверяет (или доверял) украинский президент. В свое время нынешний арестант был избран в Верховную раду по списку Блока Петра Порошенко, а после - победил в конкурсе за кресло главного фискала Украины. За два года пребывания в этой должности СМИ не единожды писали и о незадекларированной Насировым квартире в Лондоне, и о сокрытии бизнеса жены, и многих других злоупотреблениях главы ГФС. Правда, эта информация так и не стала поводом для серьезного разбирательства со стороны правоохранительных органов.
Но вот 2 марта Национальное антикоррупционное бюро (НАБУ) неожиданно даже для Петра Порошенко вручило Насирову подозрение о совершении преступления. Антикоррупционеры утверждают, что глава ГФС принимал незаконные решения в пользу беглого народного депутата Александра Онищенко. Сумма убытков - 2 млрд. грн. Сам подозреваемый от греха подальше немедленно лег на больничную койку. Сначала врачи говорили об инфаркте, потом - о плохом состоянии пациента. Результат - Насирова в памперсах и на носилках привезли в суд. Правда, после эти диагнозы не подтвердились.
Версий того, что произошло вокруг Насирова, есть несколько. Первая - это политический спектакль. Мол, главу ГФС решили проучить за то, что слишком много (в прямом смысле этого слова) брал на себя, а точнее - себе. Версия вторая - НАБУ демонстрирует свою самостоятельность, а система пытается всячески противиться этому. Обе версии имеют право на жизнь. В этой ситуации важно только то, что действующий глава Государственной фискальной службы попал под арест. Это значит, что ему все-таки придется отвечать на обвинения, и не удастся, как это водиться, сбежать за границу.
Показательная порка
Дело Насирова должно, по идее, отрезвить многих чиновников, участвующих в коррупционных схемах. НАБУ и Специализированная антикоррупционная прокуратура (САП) дали понять, что не будут дальше мириться с мздоимством в высших политических кругах. Да, говорят, что антикоррупционеры нарушили процедуру объявления подозрения Насирову. Да, говорят, что позиции антикоррупционеров могут быть обжалованы в суде. Но то, что начался процесс над главой ГФС, - уже большой прогресс для такой коррумпированной страны, как Украина.
Насиров под следствием - это большой "привет" Петру Порошенко и всему высшему руководству государства. За три года, минувшие с Евромайдана, в стране так и не были проведены реформы в налоговой сфере и на таможне. Там до сих пор существуют схемы откатов и получения мзды, апробированные режимом Януковича. Поэтому искушение для молодого руководителя Государственной фискальной службы оказалось слишком большим.
Чем закончится процесс над Насировым, сегодня вряд ли кто-то решится сказать. Глава ГФС - важный свидетель во многих делах, которые теоретически могут быть возбуждены НАБУ и САП. О чем поведает Насиров детективам и следователям, можно только догадываться. Его знания - очень серьезная угроза для нынешней клептократической власти. И это, похоже, понимают все - от Порошенко и до тех, кому Насиров предоставлял различные услуги, подобные тем, что он оказывал Онищенко.
Второй фронт в Украине
Процесс над Насировым может дать старт большой антикоррупционной борьбе в Украине. НАБУ и САП, имеющие поддержку на Западе, наконец-то получили отличный шанс продемонстрировать, на что они способны. Антикоррупционеры могут рассчитывать на поддержку со стороны украинцев, которые устали от коррупции. О чем свидетельствует, в частности, и пикетирование активистов у здания суда. Народ сейчас требует не только справедливости, народ требует судов и приговоров для коррупционеров.
Надо сказать, что в последние три года пропасть между достатком высшей политической элиты и рядовых украинцев стала слишком ощутимой. На фоне тотального обнищания людей чиновники декларируют миллионы в кэше, коллекции вин, картин, яиц Фаберже, автомобилей и недвижимость. Люди, которые во время Евромайдана выходили на улицу против несправедливости режима Януковича, похоже, теперь готовы выйти на Майдан против нынешних клепткократов.
Борьбу с коррупцией в Украине называют внутренним фронтом. За последние два года в государстве было принято антикоррупционное законодательство, созданы НАБУ, САП и НАПК (Национальное агентство по предупреждению коррупции – Ред.). Но вот результаты борьбы с коррупционерами пока что остаются очень скромными. Клептократия была и остается очень сильной. По крайней мере, до дела Романа Насирова. После этого Украина должна стать другой. По крайней мере, для этого есть все необходимое.