Украинцы проиграли битву за праздники
Борцы за сохранение советских выходных в украинском календаре празднуют большую победу.
Инициативы Украинского института национальной памяти относительно "зачистки" украинского календаря от "красных дней", придуманных несуществующим уже на карте мира государством, не реализованы. Поэтому весной украинцы будут иметь шесть (!) дополнительных выходных дней в честь государственных праздников. Один из них нужно будет отработать в субботу, согласно распоряжению Кабмина. Вот они: 8 марта в честь Международного женского дня, 16 и 17 апреля для празднования православной Пасхи, 1 и 2 мая - в честь Дня международной солидарности трудящихся, 8 и 9 мая - предпраздничный день, который нужно будет отработать в субботу 13 мая, и День победы над нацизмом во Второй мировой войне.
Подчеркиваю: день, который нужно будет отработать в субботу – 8 мая. То есть, День победы не по советскому, а именно по европейскому стилю. В итоге сознательная часть не так общества, как социальных сетей, напоролась на то, за что активно боролась. Потому что такого маразма, как "отрабатывать дополнительный выходной день" нет даже в тех цивилизованных странах, где выходными являются одиозные 8 марта и 1-2 мая. Вот типичный, так сказать – классический пример оксюморона, то есть, сочетания двух противоположных по смыслу понятий. Если дается выходной, то отрабатывать его вместо другого выходного вроде бы не надо. Но когда уже работаем в субботу вместо дня, определенного государством выходным, то выходной ненастоящий. Да и вообще термин "отрабатывать выходной, если праздник приходится на воскресенье" - родом из позднего СССР, который доходил до маразма.
Однако важнейшую победу одержали, конечно, поклонники 8 марта как "праздника в честь всех женщин". Уже даже ярые защитницы женских прав в Украине начали требовать возврата этой календарной дате первоначального значения. То есть – дня борьбы женщин за собственные права. Или приравнять его к Дню учителя, Дню науки, Дню железнодорожника или даже к Дню писателя, ибо есть и такой в календаре. Однако крики: "Вы что, женщин не уважаете?", которыми оппоненты защищают право не ходить на работу в этот день и напиться по офисам накануне, уже наконец оформились в четкое определение. Подобные заявления – не что иное, как форма популизма, который, как известно, проникает уже на кухни.
Есть и другой, более обтекаемый аргумент сохранить выходные именно в эти дни. Они, я бы сказал, уже перешли в координаты правозащитной деятельности. Граждане из числа тех, кто во времена Майдана не принадлежал к "Диванной сотни", а действительно выходил на улицу с целью поменять свою страну, оказались готовыми оплачивать счета за отопление и не роптать. И так же готовы защищать лишенные исконно украинского смысла 8 марта и 2 мая. Дополнительные выходные они искренне считают той самой компенсацией от государства за маленькие зарплаты и большие счета. В общем – за снижение уровня нашей с вами жизни.
Побежденные вероятно возложат вину на плечи директора УИНП Владимира Вятровича, который выступил главным инициатором отмены советских праздников и замены их на украинские в рамках декоммунизации. Но на своей странице в Facebook он не раз пытался настолько публично, насколько пространство соцсетей можно считать таким, обсудить содержание государственной политики. То есть, ни УИНП, ни его руководитель не имеют полномочий для перекрашивания 8 марта в календаре с красного цвета на обычный. "Институт национальной памяти: принимаем замечания и предложения до 1 марта. Объяснили в инфографике предлагаемые изменения. Готовы учесть конструктивные замечания и внести в проект", - пишет господин Вятрович на своей странице еще 22 февраля. Однако как тогда, так и раньше, и, сами видим, теперь и впредь, государственная политика государство почему-то не интересует.
Вот почему ответственность за сохранение советских праздников на третьем году декоммунизации в Украине несет Верховная Рада Украины. То есть, виновных нет. Что делать? Здесь не обойдешься сносом каждого отдельно взятого Ленина в отдельно взятом населенном пункте. Декоммунизацию, проведенную собственноручно, следует считать единственно эффективной и легализовать задним числом. То есть, признать ленинопад частью государственной политики. Но государственные праздники граждане частно не назначают. Те, кто смотрит вперед, могут и должны их не отмечать. Однако этого не достаточно, чтобы выйти, наконец, из советского контекста.