На проклятом острове нет календаря
Почему раскол нашего общества — не между западом и востоком или украиноязычными и русскоязычными, а между историческими эпохами.
Почему раскол нашего общества — не между западом и востоком или украиноязычными и русскоязычными, а между историческими эпохами
Одним из самых больших открытий последних лет для меня стало то, что разные страны живут в разном времени. Не у всех на календаре XXI век, и дело не в том, что разные религиозные традиции ведут отсчет времени по‑разному, ведь в международных делах все пользуются европейским календарем. Дело в том, что на планете сосуществуют разные эпохи.
Есть страны, медленно ползущие по оси времени, старающиеся не отставать. У них сейчас 2016‑й. Но есть и постоянно стремящиеся обогнать свое время, те, откуда исходит множество инноваций, и в них местами уже 2020‑й. А есть такие, где нынче все тот же XX век, век массового индустриального производства — “мастерские мира”.
Есть страны, надолго и всерьез застрявшие в Средневековье с его закрытыми социальными лифтами, привилегированными классами и группами, властью кланов, пассивным, патерналистски настроенным населением, имперским или, наоборот, колониальным мышлением. Эта большая группа стран весьма разнообразна. Некоторые совсем недавно совершили рывок в современность, и теперь у них тоже XXI век. Другие как раз натужно пытаются сделать этот рывок, преодолевая сопротивление старых элит, которым комфортно в XVIII веке и вовсе никуда не хочется (Украина относится к этой категории).
Большинство же средневековых стран никуда не пытаются выскочить, они лишь уныло, безнадежно и с непониманием глядят на мир вокруг, наполненный инновациями и новыми удовольствиями. Наконец, есть и такие страны, которые со странной безумной радостью погружаются в Средневековье из вроде бы вполне благополучной современности. Мы видим, что страны не только живут в разном времени, но и движутся в разные стороны.
Есть страны, для которых и Средневековье представляется недостижимым и непонятным будущим. Их удел — варварская древняя эпоха. Натуральное хозяйство, непрекращающееся насилие, нищета и разобщенность, постоянный страх и борьба за выживание.
Разные эпохи и направления движения можно встретить и внутри каждой страны. В достаточно крупных, как Россия, можно насчитать до шести разных эпох, о чем впервые написал российский исследователь Булат Столяров. Да что там страны — в мегаполисах со значительным расслоением населения разные районы живут в разных эпохах (Бангкок — город контрастов), а порой доходит до того, что разрыв времени делит надвое одну большую семью, неумолимо поглощая энергию многих ее членов.
Часто конфликт между соседними народами — это вовсе не цивилизационное противоборство, а разрыв конфликтующих эпох (например, арабо-израильский конфликт или проблема беженцев в Европе). В одном из таких конфликтов довелось участвовать и нам с вами. Пока все соседи живут в одной эпохе, никакой особой цивилизационной разницы между ними не наблюдается. Как только кто‑то двинулся вперед или назад по оси времени, связи натянулись и лопнули, образовав кровоточащую рану.
Вот почему внутренний раскол украинского общества — это не раскол между востоком и западом, или украиноязычными и русскоязычными, или православными и католиками, или даже правыми и левыми. Это раскол между историческими эпохами. Это не разные взгляды на одни и те же вопросы — нет, это разные вопросы, актуальные для одних и непонятные для других — а непонятное страшит и отвращает. Примеров не счесть: безвизовый режим, рынок земли, право на ношение оружия, открытые списки политических партий, легкость ведения бизнеса, пенсионный возраст и так далее.
Причем, что важно, страна у нас в основном однородная: эпохи перемешаны в каждом регионе. Есть, конечно, исключения: некоторые части страны провалились по оси времени на столетия, а миллионы несогласных с таким провалом или убежали от катастрофы, или вынуждены жить там, где внезапно оказались, с надеждой на возвращение.
Важно также, что ни возраст, ни образование, ни конфессия не являются однозначным признаком эпохи, в которой вы живете. Вокруг нас много средневековой молодежи, много современных пожилых, есть люди из будущего всех возрастов. Понятно, что средневековая молодежь состарится и останется в той же эпохе. Понятно, что современные бабушки и дедушки вырастят таких же современных внуков.