Гройсман не просто обнажил инструмент давления Кремля на Украину, а еще и беспардонно навязал безальтернативность.
Аналогично нас уже пугали, что нет альтернативы российскому газу, но, о чудо, больше года как мы не закупаем газ у агрессора. И углю из оккупированного Донбасса тоже есть альтернатива. Раскрою секрет – уголь добывают не только на Донбассе. Тем более, мы закупаем этот уголь по мировым ценам, согласно новой формуле «роттердам+». Так что нам мешает закупать любой другой, тот же опробованный уголь из ЮАР? Неужели бизнес-интересы отдельных личностей?
Банально нужна политическая воля – не пойти на поводу у главного бенефициара данной истории, небезызвестного олигарха, который, по сути, и продает сырье донбасских шахт и покупает его, будучи владельцем нескольких облэнерго.
Все усложняется еще и контекстом блокады, которая превратилась в откровенную политическую акцию. Но ведь можно же остановить закупки в ОРДЛО разумным стратегическим решением профильного министерства, без всякой искусственной блокады. Мы можем наконец-то написать план по диверсификации закупок угля, чтобы когда-нибудь Гройсман все-таки смог торжественно провозгласить: «Мы больше не закупаем уголь у боевиков».
Больше того, даже если бы Украина резко прекратила закупать уголь у ахметовских предприятий на территории псевдореспублик и начались бы веерные отключения, которыми пригрозил Гройсман, украинцы отнеслись бы к этому с пониманием, потерпели бы и пережили. Это уж точно лучше, чем нынешний сюрреализм – пока бойцы жертвуют своим здоровьем и жизнями на фронте, официальные лица Украины в пиджаках и галстуках укрепляют экономические связи с этими самыми боевиками.
Тем временем, уже можно предвидеть громкие заголовки пропагандистских СМИ, мол все-таки Донбаcс кормил и кормит всю Украину. И знаете, у них есть повод так высказаться. И стыдно за это должно быть в первую очередь Гройсману, который обещал показать, как управлять страной, а вышло, как не надо управлять.
Вместо решения проблемы с закупками угля, он предложил оставить энергетическую безопасность страны в 100% зависимости от врага. Это не просто огромная ошибка, это целое антиукраинское решение премьер-министра в условиях войны.