Чего Трамп добивается от стран-членов НАТО?
Сегодняшняя Financial Times пишет, что страны НАТО готовятся к требованиям со стороны администрации Дональда Трампа увеличить свои расходы на оборону.
Во время предвыборной кампании Трамп неоднократно подвергал НАТО критике, требуя от стран-членов блока увеличить свои расходы на совместную оборону.
Как рассказал FT неназванный высокопоставленный дипломат, страны НАТО хотят понять, чего именно хочет от них новый президент США, так как до сих пор они лишь слышали не очень конкретные заявления. Высокопоставленные дипломаты также говорят, что требования немедленно увеличить расходы на оборону создадут экономические и политические проблемы для многих стран альянса.
Страны НАТО уже согласились к 2024 году тратить не менее 2% своего ВВП на оборону, но многие полагают, что Дональд Трамп хотел бы, чтобы это было сделано намного раньше. На данный момент лишь США, Великобритания, Эстония, Польша и Греция уже выполняют это обязательство.
По словам аналитиков, некоторым странам будет очень сложно увеличить расходы на оборону, не нарушая при этом фискальных правил ЕС, согласно которым они должны сократить свой бюджетный дефицит, причем, Италии, Португалии, Испании и Бельгии это будет сделать сложнее всего.
Речь идет о крупных затратах. Согласно данным брюссельского исследовательского центра Bruegel, до 2024 года Германии придется выделять дополнительные $30 млрд в год на нужды обороны, Италии и Канаде - по $18 млрд, Испании $16 млрд, а Франции - $6 млрд.
Более того, поскольку речь идет о 2% ВВП, странам с относительно быстро растущей экономикой, как, например, Германии, придется выделять еще больший бюджет на оборону. Тем не менее, Берлин дал понять, что поддерживает американские требования по увеличению военных расходов.
На диаграмме: из всех-стран-членов НАТО в 2016 году свои обязательства по военным расходам в размере 2% от ВВП выполняли только пять стран – США (3.61%), Греция (2.38%), Британия (2.21%), Эстония (2.16%) и Польша (2.00%). Причем, Польша вошла в эту «пятерку» только в 2015 году.
В прошлом году впервые с 2009 года страны-члены НАТО в совокупности увеличили военные расходы на 3%. При этом, военные расходы США в размере $664 млрд долларов составляют более двух третей всего объема таковых во всем альянсе ($918.3 млрд). Среди остальных членов НАТО по уровню военных расходов на втором месте – Британия ($60.3 млрд). За нею следуют Франция ($43 млрд) и Германия ($40 млрд). Италия тратит $21 млрд, Канада – $15.4 млрд. За ними следуют Турция ($11.6 млрд) и Испания ($11.0 млрд).
Согласно данным о численном составе вооруженных сил стран-членов НАТО, несомненным лидером также являются США. Американские ВС насчитывают 1.3 млн человек. На втором месте – турецкая армия численностью в 411 тысяч человек. На третьем месте ВС Франции - в 2015 году они насчитывали 207 тысяч человек. За нею следуют ВС Италии – 182 тысячи человек, затем – германский Бундесвер (180 тысяч). ВС Великобритании насчитывают 161 тысячу человек, ВС Испании – 121 тысяча. Армии, насчитывающие свыше 100 тысяч человек, имеют также Греция (106 тысяч) и Польша (103 тысячи).
Новый министр обороны США генерал Джеймс Мэттис в среду встретится в Брюсселе со своими коллегами по НАТО для обсуждения, в том числе, и проблем общего бюджета НАТО.
Вполне понятна позиция Трампа-бизнесмена, который намерен переложить большую долю ответственности в НАТО, в том числе - финансовую, на плечи партнеров.
Оборонный бюджет Китая, занимающего второе место после США, составляет составляет $216 млрд.
Военный бюджет России за 2015 год по данным Стокгольмского института исследования проблем мира (SIPRI) составлял $66.4 млрд - %5.4 ВВП. Это почти в 14 раз меньше расходов стран-членов НАТО. Расходы России на оборону в 2016 году были сокращены на 5% в связи с экономической ситуацией. Это не первое с начала санкций сокращение военного бюджета России: в 2015 году военные расходы РФ были урезаны на 3,8%. Большая часть сокращений — это расходы на гособоронзаказ: закупка новых вооружений, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по разработке новых систем вооружений, ремонт и модернизация стоящих на вооружении систем оружия.