Реформа образования: консервы или фреш?
Реформа образования должна не консервировать прошлые и чужие схемы, даже передовых стран, а опережать их.
Например, зачем обезьянничать у Финляндии её либеральную систему (без оценок, без учебных планов…), если она уже скатилась по рейтингу PISA на 6 место с первого, и катится дальше вниз?
Зачем нам обезьянничать противоположную Сингапурскую модель, которая сейчас на 1 месте в мире (жесткую, требовательную, нервную, деспотичную), если большинство наших родителей уже пережили советскую муштру?
Вы спросите – что делать? Просто руководствоваться здравым смыслом.
Вот, например, в Новой Зеландии вообще не изучают историю и географию! Вообще!!! И ничего ужасного не происходит – эта страна лидирует по благосостоянию своего народа и счастлива.
Почему не изучают историю? Потому что там только копни – какие конкистадоры каких маори покоряли и сживали со свету! Поэтому вместо 12 лет школьного курса истории, школьникам дают посмотреть-ознакомиться (всего 2 часа по программе) Договор между Британией и маори, и всё.
Почему не изучают географию? Потому что страна расположена на задворках глобуса и там нет всемирного пересечения масс людей и товаров.
А вот Украина, кстати, объявила себя Большим Всемирным Хабом, на перекрестье Шёлкового пути, Европы-Азии-Африки, из варяг в греки, через которые должны перемещаться огромные массы товаров. Однако как приоритетный предмет География у нас вычеркнута :-(. Откуда ж потом возьмется пространственное мышление?
Вы спросите, а что у новозеландцев в приоритете? Они много времени уделяют биологии и зоологии, потому что… у них там киты самопроизвольно выбрасываются на берег и их это волнует, так как никто до сих пор не знает причин. Поэтому считается, что дети, когда вырастут, должны решить эту катастрофическую для них проблему.
Посмотрим на нас. У нас случилась большая беда-катастрофа в Чернобыле. Разве нас не должна волновать наша среда обитания, вода, леса, растения, воздух? Тогда почему у нас приоритетной не является химия, точнее радиационная химия? Или нам это не важно?
Вот уже и Билл Гейтс объявил, что наукой стала компьютерная наука – как самостоятельная. Почему? Потому что Америке надо оставаться передовой в этой отрасли, поэтому они не консервируют стереотипы, а вводят компьютеры/информатику, как первостепенные (а не просто математику).
Нам бы такое мышление и такую реформу! Почему? Потому что мы ведь рассчитываем на то, что в будущем мощь Украины своими айтишниками прирастать будет! Или не так?
Наша страна первенствует в мире по продовольствию. Значит, нужен упор на ботанику и биохимию. Чтобы и клонирование и ГМО, и питание были с детства родными и понятными. Тогда мы сможем захватить свой сегмент мирового рынка.
Не всё же на угле держаться.
Думаю, что нам всё же не очень нужны орды новых философов и литераторов, из-за чего мы постоянно увязаем в бесконечных демагогиях и диссертациях для уставшей от копипастов академии наук. Однако гуманитарные предметы становятся приоритетными.
Таким образом, я думаю, что умную реформу образование имеет смысл проводить, исходя из целей нашей страны и её дальних выгод. Потому что тогда у наших детей будут ясные перспективы и они не будут так массово уезжать туда, где учат полезному/важному/нужному.
Иначе выучим наших детей на те ремёсла, которые к тому времени уже исчезнут.
(P.S. Обов'язкових предметів стане менше – з 22 перелік скоротять до 9. Це українська та іноземна мови, література, історія України та всесвітня історія, математика, людина і суспільство, людина і природа, фізична культура та захист вітчизни).