Как заставить украинскую экономику расти
Пора перестать ждать безвизового режима с ЕС и переходить к эффективной работе внутри страны.
Устойчивый рост украинской экономики – вот что должно стать главной магистральной идеей следующего десятилетия. Не решив проблемы экономического роста, мы не улучшим жизнь украинцев. Поэтому в сегодняшней колонке я пишу о проблемах запуска механизмов экономического роста в Украине.
Теория экономической науки говорит, что рост возможен, если:
1) в международной экономике сложились благоприятные возможности для роста;
2) в стране есть идеи и движущие силы, готовые ответить на соответствующие внешние вызовы;
3) в стране проводится правильная денежно-кредитная политика.
Разберем эти факторы.
Первое - как сейчас обстоят дела в мировой экономике? А обстоят они так, что глобалистские тенденции, которые превалировали в ней последние 25 лет, с момента развала СССР, исчерпали свое действие. После экономического кризиса 2007-2009 годов, мир так и не нашел другой большой идеи о том, как ему развиваться с высокими темпами роста. Торможение темпов роста экономики США привело к снижению динамики экономики Китая, так и не нашедшего в себе сил создать внутренний рынок взамен падающему экспорту.
Уже несколько лет Китай носится с идеей «Великого экономического шелкового пути». Но что-то в последнее время его энтузиазм постепенно сходит на нет. Ведь Шелковый путь, опять-таки, является экспортной идеей. Но рынки сейчас вялые, вот и получается, что построить его, китайцы, конечно, могут, вот только нужен ли он будет в дополнение к тем морским торговым путям, которые уже существуют и вполне справляются с нынешним объемом международной торговли? Как бы инфраструктуру Шелкового пути не постигла такая же судьба, какая постигла города-миллионники, которые стоят незаселенными в глубине материкового Китая.
Кроме того, после вступления Дональда Трампа в должность президента США начинается переориентация развития американской экономики на национальный внутренний рынок (самый большой в мире). Трамп уже вывел США из соглашения о Транстихоокеанском партнерстве, он также собирается пересмотреть торговые соглашения с Канадой и Мексикой. Так что международная торговля его слабо интересует. Если Трамп создаст дополнительное количество рабочих мест в промышленности и сельском хозяйстве США, то определенная часть продукции мирового сельскохозяйственного сектора не сможет найти своего потребителя, следовательно, появится прямая угроза для экономики Украины, ведь сельхозпродукция - важнейшая часть украинского экспорта.
В ЕС дела тоже идут ни шатко, ни валко. В общем, мировая экономика сегодня переживает не лучшие времена. Конъюнктура вялая и неизвестно, когда тренд переменится в позитивную сторону, и переменится ли вообще в скором будущем.
Второе - есть ли у нас внутри страны силы, готовые провести экстраординарные перемены в экономической жизни Украины? Я думаю, что мы еще не дошли до точки, когда необходимо совершать радикальные действия в отечественной экономике, мы пока еще колеблемся из стороны в сторону, постепенно осознавая необходимость модернизационных изменений. Но правительство настроено решительно. Решение о создании национального Экспортно-кредитного агентства, поддержанное Кабмином, говорит о понимании исполнительной властью одного из главных факторов экономического роста.
Мы знаем, что страны догоняющего развития послевоенного периода, которые достигали успехов в экономической политике, начинали с этого - от сырьевого экспорта переходя к производству продукции легкой промышленности, а затем и к сложным изделиям машиностроения. Именно такой путь – снизу вверх - они всегда проходили. Нам также нужно сосредоточиться на экспортной политике.
Хотя время для международной торговли сейчас не самое лучшее (но и не самое худшее), начинать все равно нужно. Международная торговля рано или поздно поднимется, а свои ниши на международных рынках Украине можно и нужно завоевывать уже сейчас. Потом, имея определенные плацдармы, мы сможем расширять эти ниши. Везде, где есть возможность, мы должны начать поставлять произведенную у нас продукцию.
Торговая борьба ничем не отличается по накалу и степени сложности от других важных сфер человеческой деятельности, и Украине нужно очень постараться, чтобы преуспеть в этом. Создав прорывы на сырьевых рынках, мы потом перейдем и к производству более сложных изделий. Но Украине нужно производить то, в производстве чего мы имеем сравнительные преимущества. И мы прекрасно знаем в чем наша сила. Украинцы - одна из самых креативных наций в мировом технологическом процессе, это доказано всей нашей историей ХХ века.
Правильная денежно-кредитная политика является третьей составляющей экономического роста. Считаю, что постепенно нужно отходить от жесткой денежно-кредитной политики в сторону более мягких монетарных способов обеспечения развития национальной экономики. Мы должны внимательнейшим образом отстаивать свои интересы перед нашими внешними кредиторами, которые заставляют нас заниматься избыточным таргетированием инфляции, то есть, по сути, вследствие этого вместе со сдерживанием роста цен, мы убиваем также и ростки нашего экономического оживления. Во всем мире понимают, что денежно-кредитная политика — это только средство, а не цель экономического развития. Экономической рост — вот что является целью. В Украине же многие думают наоборот. Не может быть признано удовлетворительным состояние, когда нет инфляции, но и нет экономического роста.
К этим трем факторам надо добавить еще и то, что современная экономика переживает тектонические изменения, которые нам известны под названием четвертой промышленной революции. Эти изменения коренным образом меняют «лицо» мировой промышленности. Они приводят к тому, что производство товаров начинает происходить самым эффективным способом, даже по сравнению с нынешними образцами эффективности, с использованием невиданных ранее материалов и сверхспециализированной рабочей силы, которая, к тому же, все больше замещается автоматами и роботами. Что приводит к росту технологической безработицы и большим проблемам в сохранении прожиточного минимума людей, которые высвобождаются из экономического производства, и которые не могут найти себе работу (или долгое время, или вообще не могут). Такое, следует сказать, происходит впервые в мировой экономике, потому как раньше всегда вместо рабочих специальностей, уничтожаемых автоматизацией, появлялось адекватное количество новых рабочих мест. Теперь же ситуация качественно иная. Мы не можем не понимать, что через 5-7 лет сложившееся положение будет носит характер бедствия, и мы уже сегодня должны искать решения этой проблемы.
Таким образом:
1) учитывая возможности мировых рынков;
2) создавая в рамках национальной промышленной политики новые производства четвертой промышленной революции, а также проводя реинжиниринг на существующих, и ориентируясь, прежде всего, на экспортные вектора развития, но не забывая, при этом, о развитии внутреннего рынка в неторгуемом секторе;
3) проводя взвешенную и нежесткую денежно-кредитную политику, мы сможем добиваться необходимых темпов экономического роста, которые позволят справляться с вопросами и инфраструктурного развития, необходимого для движения вперед, и повышения уровня жизни работающих украинцев, и выплаты достойных пенсий украинским пенсионерам.
Идеология экономического роста должна стать идеей, которая консолидирует нацию. Пора уже перестать ожидать безвизового режима с ЕС, как манны небесной, и переходить к напряженной и эффективной работе внутри страны. Пусть наши граждане путешествуют в ЕС, но не как обслуживающий, низкоквалифицированный персонал или как туристы, а ездят туда преимущественно в производственные командировки, как работники экспортно-ориентированных высокодоходных украинских предприятий, создающих уникальные образцы инновационной технологической продукции, которая востребована мировыми рынками. По моему глубокому убеждению, это гораздо более привлекательное и достойное занятие для украинского народа.