После того, как ветераны АТО, волонтеры и поддерживающие их представители различных политических сил перекрыли несколько железнодорожных веток, по которым в Украину из ЛДНР поставлялся уголь, украинцы разделились на два лагеря — одни поддерживают организаторов блокады. Другие — выступают резко против таких действий.
Мотивация первых понятна. Я сам давно говорю, что закупки угля у боевиков необходимо прекращать, по крайней мере до тех пор, пока они не перестанут стрелять и не отпустят наших заложников, среди которых есть не только военные, но и ни в чем не повинные гражданские люди. Поддерживать экономику нашего врага в то время, пока он обстреливает наши позиции из запрещенного Минском оружия и убивает наших военных — аморально и кощунственно. Платить деньги Захарченко, пока он удерживает в подвале 62-летнего донецкого ученого Игоря Козловского, а вместе с ним и других гражданских — недопустимо.
У противников блокады мотивация своя. Они утверждают, что блокировка поставок угля в Украину несет угрозу энергетической безопасности страны. Такой же позиции придерживается и украинская власть. По какой-то причине считается, что без угля из оккупированных территорий Украина не может провести отопительный сезон и обязательно замерзнет, если не будет покупать топливо у боевиков.
Так ли это на самом деле? Давайте считать. Воспользуемся информацией из открытых источников.
26 января, после начала блокады, губернатор Луганской области Юрий Гарбуз написал в Фейсбуке, что действия блокировщиков несут угрозу энергетической безопасности. Якобы из-за срыва поставок не смогут работать электростанции Центральной и Западной Украины. Позиция Гарбуза ясна. Он представитель власти, а власти выгодны непрозрачные угольные поставки и схемы, на которых можно нажиться.
Однако, по данным компании «Укртрансгаз» в Украине вполне достаточно запасов газа, для того, чтобы завершить отопительный сезон. К середине января запасы газа в украинских хранилищах были израсходованы всего на 25%. При этом газ уже около года не закупается у РФ, а поставляется по реверсу из стран Евросоюза.
Заменять уголь газом, а газ — углем, в украинской энергетике научились уже давно, в зависимости от ситуации. Во время газовых войн с Россией больше использовали уголь. Теперь же, когда есть возможность покупать газ по реверсу, нужно брать курс на отказ от закупок угля у ЛДНР.
Гарбуз пишет, что без топлива из-за блокады могут оказаться некие электростанции в центральной и западной Украине. При этом конкретные предприятия не называет. О каких электростанциях идет речь? Вероятно, о «Центрэнерго»? Но там все электростанции могут работать как на газе, так и на угле.
Например, Трипольская ТЭС имеет возможность переходить с угля на газ, и неоднократно делала это.
Змиевская ТЭС также вполне может работать на газе.
Переходили на газ при отсутствии угля на складах и другие украинские электростанции в Харьковской и Днепропетровской областях.
Торговля с убийцами, которые каждый день работают над разрушением украинского государства и мечтают об этнических чистках наносит в первую очередь вред нам самим. Поддерживая экономику ЛДНР, мы помогаем боевикам сохранять авторитет среди местного населения. Выплачивая боевикам деньги, мы заправляем их бронетехнику, платим им довольствие, обеспечиваем их тыл — то есть, фактически, пилим сук, на котором сами сидим.
Я убежден, что железнодорожное сообщение с ЛДНР должно быть полностью остановлено до выполнения боевиками как минимум следующих условий:
- обмен пленных
- освобождение гражданских заложников (в отличие от военных, тут об обмене речь идти не может, удерживаются невинные, безоружные люди)
- полное прекращение обстрелов наших позиций из любых видов вооружения
После этого можно говорить о каком-то формате перемирия и восстановления экономических отношений.