Бывший бизнесмен отреагировал таким образом на критику, которой опытные политики подвергли его указ об ограничении иммиграции.
Возможно, Трамп хотел ответить своим критикам как можно жёстче. Но, сам того не желая, он нашел точный образ своего будущего правления. Правления, которое может быть связано именно с ожиданием третьей мировой войны. Если каденция 45-го президента США завершится - а война не начнется, то человечество вздохнёт с облегчением.
И первая, и вторая мировые войны начинались отнюдь не только из-за сложения неудачных исторических обстоятельств. Главной причиной их начала была самая банальная политическая самоуверенность и неспособность правителей просчитать последствия своих шагов, расчёт на короткую перспективу - при том, что с дистанции - не исторической, а человеческой - возможность краха просчитывалась без особых проблем. Но об этой возможности не хотели тогда думать ни сами политические деятели, ни те, кто им верил.
Дональд Трамп, вне всякого сомнения, не хочет никакой третьей мировой войны. Более того - он хочет, чтобы Америка была как можно дальше от войн "старого континента", от мировых конфликтов.
Трамп - это возвращение к Америке столетней давности, Америки сосредоточения на себе и изоляционизма. Но справедливости ради стоит вспомнить, что американские президенты, которые приняли участие в мировых войнах, тоже не хотели посылать войска на фронт.
Когда Америка не хочет приближаться к миру, мир приближается к Америке. Этот цивилизационный закон не может отменить даже президент США.
Для того, чтобы предотвратить возможный цивилизационный конфликт, необходимо избавиться от самоуверенности и наивной веры в то, что события будут развиваться так, как тебе хочется. Эта вера нередко мешает обычному обывателю, живущему в своем маленьком мирке.
Она мешает бизнесмену, который не видит в этом мире ничего, кроме своих собственных интересов. Она мешает авторитарному правителю - такому, как Путин - потому что диктатор верит, что все должно происходить так, как ему хочется и не способен замечать ни людей, ни исторические процессы. Но все эти сложности можно преодолеть.
Мир не рушится ни от неудач обывателя, ни от банкротств бизнесмена. А против авторитарного правителя можно ввести санкции - и наблюдать за его медленным, но неизбежным крахом.
Но когда эта вера начинает мешать президенту самой могущественной демократической державы современного мира - это самая настоящая проблема.