Дональд Трамп войдет в современную историю США как наименее популярный политик, приводимый к президентской присяге. На выборах за него проголосовало почти на три миллиона человек меньше, чем за Хиллари Клинтон, а сейчас, по данным соцопросов, его деятельность в целом одобряют лишь около 45 процентов американцев, не одобряют – примерно на 10 процентов больше. Исключительная слабость позиций Трампа дала многим повод всерьез говорить о том, что до конца президентского срока он может не досидеть. И вот почему.
Пророчество сбылось
Перед днем голосования, прошедшего 8 ноября, легионы американских экспертов, консультантов, чиновников, политиков, дипломатов, журналистов и обозревателей всех калибров и мастей в один голос отдавали победу Хиллари Клинтон. Это, в целом, неудивительно. Она лидировала практически во всех опросах общественного мнения, ее поддержала почти вся элита – от крупных бизнесменов и влиятельных конгрессменов до суперпопулярных музыкантов и всемирно известных актеров. Казалось, что идеально отлаженная, насыщенная деньгами и усиленная нужными связями предвыборная машина Клинтон просто неостановима.
В стройном прорицательском хоре курьезным диссонансом звучали только два громких голоса. Первый принадлежал режиссеру-документалисту Майклу Муру, известному своими ультралиберальными взглядами, второй – политическому аналитику Аллану Лихтману, разработавшему систему предсказания исхода президентских выборов, не дававшую осечек с 1984 года.
Мур, раздавая многочисленные интервью перед выборами, подобно пророку Ионе воздевал руки к небу, призывая демократов отойти от греха излишней самоуверенности и высокомерия, обратив внимание на нужды рабочего класса северо-востока США. В противном случае режиссер прочил своим единомышленникам сущий апокалипсис – победу Трампа со всеми вытекающими неприятными последствиями. Однако американские демократы во главе с Хиллари Клинтон оказались чуть менее дальновидными, чем жители погрязшей во грехе ветхозаветной Ниневии. Они не стали поститься и переодеваться в рубища по совету Ионы/Мура, а просто посмеялись над ним. Результат известен.
Лихтман был даже жестче. Он не предлагал никаких вариантов исправления ситуации, заявляя, что все уже предрешено, и Трамп станет президентом. Свой прогноз он основывал на математической модели собственного изобретения, которая учитывает множество разных факторов американской действительности. В ответ на насмешки со стороны других «экспертов» он говорил: «Да, я вижу результаты опросов, но все равно верю в свою систему. Хиллари не может победить». По мнению Лихтмана, поражение Клинтон было в первую очередь обусловлено жаждой американцев к радикальным переменам, которые она не могла обеспечить.
Все те, кто до выборов подшучивал над Муром и Лихтманом, сейчас прикусили языки, однако оба «пророка» – и пламенный режиссер, и ледяной математик – уже делают новые прогнозы. Причем даже более интересные, чем предвыборные.
Сам себе импичмент
Не дожидаясь инаугурации нового президента, Лихтман и Мур почти синхронно выступили со схожими и весьма неутешительными для Дональда Трампа пророчествами. По словам кинорежиссера, проблема нового главы государства в полном отсутствии какой-либо идеологии и окончательно вышедшем из берегов эго. Мур считает, что Трамп настолько зациклен на себе, совершенно не обращает внимания ни на что иное, кроме собственного благополучия. В этой ситуации, по его мнению, рано или поздно неизбежно произойдет конфликт между личными интересами президента и законами США. Трамп, не задумываясь, выберет себя, что и даст повод для начала процесса импичмента. Мур при этом пояснил, что новый глава государства психически нездоров, он может пойти на нарушение закона, даже не осознавая, что делает что-то плохое. Но от последствий – принудительного импичмента или добровольной отставки – болезнь не спасет, Трампу придется уйти – хочет он того или нет.
Надо заметить, что, как и в предыдущем случае, Мур строит свое предсказание на эмоционально-психологическом основании, а не на политических расчетах. До выборов он говорил о невероятной фрустрации и даже озлобленности среднего и рабочего классов США, об ощущении безнадеги и отсутствия надежд, которое охватило этих людей. Сейчас же он под увеличительным стеклом рассматривает психоэмоциональное состояние лишь одного человека, поэтому, вероятно, может претендовать на даже большую точность, чем ранее.
Лихтман, напротив, анализирует ситуацию с точки зрения политической науки. Говоря о неизбежности досрочной отставки Трампа, он оговорился, что в этот раз делает прогноз не на основании его системы предсказания исхода президентских выборов, а на политологическом видении ситуации.
По его мнению, против нового президента восстанут даже не его идеологические оппоненты из либерального лагеря, а вроде бы союзные республиканцы в Конгрессе. Проблема Трампа в том, что для них он слишком оторван от партии, непредсказуем и неконтролируем. Его внешнеполитические взгляды, а также высказывания по внутренним американским проблемам то и дело вызывают оторопь даже у видавших виды вашингтонских «акул». Они мечтают видеть в президентском кресле вице-президента Майка Пенса, который является живым воплощением классического республиканца – с ясными взглядами, ни на миллиметр не выходящими за рамки консервативной ортодоксии. Он способен обеспечить исполнение всех пожеланий партийной элиты без неожиданных выкрутасов, вроде нездоровых симпатий к Владимиру Путину или нежелания финансировать многотриллионную программу F-35, кормящую немало республиканцев.
Для отстранения Трампа от власти республиканскому Конгрессу необходимо за два года (до следующих парламентских выборов) найти в действиях президента признаки состава государственного преступления, за которое полагается импичмент. Проблем с демократами быть не должно – они с восторгом поддержат «свержение» Трампа, даже если он перейдет дорогу на красный свет. Лихтман, как и Мур, полагает, что новый президент рано или поздно совершит ошибку, которая будет стоить ему должности. Причиной тому может быть отсутствие опыта, нехватка аналитических способностей или просто интересы собственного кошелька, но результат одинаков – единодушный импичмент и приход к власти Майка Пенса.
Учитывая невероятные способности Дональда Трампа ссориться буквально со всеми, предсказания режиссера и политического эксперта могут сбыться даже не через год (как они полагают), а существенно раньше. Более того, сейчас в США формируется очень серьезная и активная коалиция, которая не скрывает своих намерений скинуть нового президента в кратчайшие сроки. О том, что это за люди, каковы их методы, ближайшие цели и главное – шансы на успех – читайте завтра в продолжении этой статьи.