Додон в Москве: миссия невыполнима
Пока что Додон отстаивал идею федерализации страны - по донбасскому образцу.
Но теперь он - президент страны. А федерализация по российскому сценарию - это дорога не только к потере суверенной государственности, но и к потере власти
Новый президент Молдовы Игорь Додон сегодня в российской столице. Встречается со своим коллегой Владимиром Путиным и другими руководителями России, выслушивает заверения о необходимости развития межгосударственных связей, говорит о возвращении к стратегическому партнерству. Особой сенсации в этих заявлениях нет. Игорь Додон - пророссийский политик.
В Кремле уже давно сделали ставку на него и его Социалистическую партию как на главную силу в борьбе с европейским курсом Молдовы. Именно эта поддержка помогла Додону победить на выборах президента страны.
Но должность президента Молдовы - это еще не власть. Молдова - классическая парламентская республика. Ее президент не может уволить не то что министра, даже главу дипломатического представительства без согласия правительства.
После избрания Додона президентом парламент отобрал у главы государства возможность формирования силовых структур. Так что Путин принимает в Москве скорее "молдавскую королеву", чем руководителя суверенного государства. Но это не значит, что Додон не может прийти к власти. Может.
Для этого его партии нужно победить на парламентских выборах и сформировать новое правительство страны. И тогда Додон станет настоящим хозяином положения. Однако для этого он должен доказать молдаванам, что выполняет свои обещания.
Обычному гражданину недосуг разбираться, у кого власти больше. Он избрал президента, чтобы ему лучше жилось. Чтобы решились проблемы страны.
Путин может помочь Додону.
Во-первых - деньгами. Если Россия снимет барьеры на пути молдавской продукции, это поможет в преодолении экономических проблем. Однако правительство может записать такой успех в свой актив - да и договариваться нужно будет не с Додоном, а с министрами из проевропейского альянса.
Во-вторых, решением проблемы Приднестровья. Если Додону удастся предложить серьезный план интеграции оккупированной территории, это может продемонстрировать его политическую эффективность. Однако согласится ли Москва пожертвовать своим анклавом на границах Украины и Молдовы ради успеха Додона?
Пока что Додон отстаивал идею федерализации страны - по донбасскому образцу. Но теперь он - президент страны. А федерализация по российскому сценарию - это дорога не только к потере суверенной государственности, но и к потере власти.
Можно избрать пророссийского кандидата президентом. Но помочь ему, когда он у власти - задача, которую не так легко решить. В декабре 2013 года я уже писал, что 3 миллиарда, которые Путин "одолжил" Януковичу - это последние деньги, которые российский президент потратит на нужны своих союзников. С тех пор экономическая ситуация в России только ухудшалась.