Кабинет министров Украины 11 января утвердил распоряжение "Об утверждении плана мероприятий, направленных на реализацию некоторых принципов государственной внутренней политики по отдельным районов Донецкой и Луганской областей, где органы государственной власти временно не осуществляют свои полномочия", который в частности предусматривает урегулирование хозяйственной деятельности на неподконтрольной территории.
При наличии внешней агрессии обеспечениt прав и свобод людей, которые остаются на оккупированной территории, возлагается на государство-агрессора, государство-оккупанта. Фактически этим распоряжением Кабмина Украины признает, что такой оккупации не существует, что социальные, политические и иные права граждан обеспечиваются правительством Украины. Этот подход противоречит политической позиции, которую отстаивает президент и украинская дипломатия, о том, что на Донбассе мы имеем дело с внешней агрессией Российской Федерации. В этом документе фактически термин "оккупация", "временно оккупированных территориях" заменяется "неконтролируемыми территориями". А текст приложений к распоряжению не содержит никакой информации о том, что они "неконтролируемые" в результате оккупации и внешней вооруженной агрессии.
На самом деле проблема этого постановления в том, что она узаконивает войну и создает правовые основания для работы украинских предприятий на временно оккупированной территории. Это способ узаконивания зарабатывания денег на войне и создание схем для выкачивания денег из Украины.
Это постановление фактически узаконивает ситуацию, которая есть. Она не способствует решению политической проблемы, то есть статуса этих территорий, более того, она возлагает еще и на граждан Украины, на украинских налогоплательщиков ответственность за необходимость обеспечивать жизнедеятельность оккупированных территорий. То есть мы снимаем политическую и финансовую ответственность с Российской Федерации и возлагаем ее на граждан Украины.
В ОРДЛО нет украинского законодательства, а следовательно предприятия не могут работать на неконтролируемых территориях по украинскому законодательству, правительство Украины просто не имеет возможности убедиться в том, работают они по украинскому законодательству или нет. Предприятия могут платить налоги, если они получают прибыль, но меня интересует, как происходит пересчет, скажем, средств, которые зарабатываются на оккупированных территориях, украинским предприятиям на неоккупированных территориях?
На оккупированных территориях не может осуществляться деятельность государства, которое их оккупировала. Да, наши граждане остались на оккупированных территориях. И все, что мы можем сделать для них, это стимулировать их вернуться на неоккупированную территорию и здесь обеспечивать их права. На тех территория нет украинского закона, и у Украины нет возможности там обеспечивать их права и интересы.
Политика украинского государства должна заключаться в том, чтобы возлагать ответственность на Российскую Федерацию за оккупацию - и финансовую, и политическую. А этим распоряжением мы частично снимаем (конечно, косвенным образом) политическую ответственность и во многом снимаем социальную и экономическую ответственность России. И это бьет по интересам Украины.