Бунт российских губернаторов
Это, конечно, еще не восстание элит. Но это предсказуемый по 90-м годам поворот событий.
Появление одиозного вожака путинских «байкеров» Александра Залдостанова по кличке «Хирург» на представительном Гайдаровском форуме стало настоящей сенсацией этого собрания. До последнего времени считалось, что любимые правителем фрики могут появляться только на его собственных приемах либо в специально придуманных для этого ситуациях – еще не забыта история, как Путин нарочно опоздал на встречу с Виктором Януковичем в Крыму, задержавшись для общения с «Хирургом» и его молодчиками. Но Гайдаровский форум! Какая деградация российской элиты! Это уже даже не Распутины, это – носки Распутиных.
Однако складывается впечатление, что дешевого фрика запустили в престижную аудиторию для того, чтобы медиа и общество не заметили главной сенсации дискуссии – настоящего губернаторского бунта. Его главным героем стал президент Татарстана Рустам Минниханов, уже выступавший недавно на заседании Государственного совета своей республики с острой критикой бюджетной политики федерального центра. Однако это выступление прозвучало в Казани и могло быть расценено в качестве рассчитанного на местную аудиторию, не удовлетворенную снижением собственных доходов. Выступление Минниханова на Гайдаровском форуме продемонстрировало, что речь идет не о спонтанной или пропагандистской реакции, а о продуманной и серьезной критике работы федеральных институций. При этом Минниханова фактически поддержали все остальные губернаторы, которые участвовали в дискуссии.
Это, конечно, еще не восстание элит. Но это предсказуемый по 90-м годам поворот событий. Тогда вначале союзный, а затем и российский центры лишились привычной для Москвы функции распределения денег между регионами и вес региональных руководителей сразу же повысился. Именно тогда первый президент Российской Федерации Борис Ельцин сказал, между прочим, предшественнику Минниханова Минтимеру Шаймиеву свою знаменитую фразу «берите столько суверенитета, сколько сможете» - а реформы Гайдара были рассчитаны на региональную самостоятельность. Путин и Минниханов формировались в совершенно других условиях. Однако приходит время, когда федеральный центр вновь лишается функции распределителя ввиду уменьшения количества денег. Что решают в Москве? Забрать как можно больше у немногочисленных регионов-доноров – и не додать многочисленным дотируемым регионам. В результате не довольны и те, и другие. К тому же оказываются бесполезными многочисленные «прокладки» между центром и регионами, вроде института полпредов, придуманного в первый период путинского президентства вкупе с пресловутыми федеральными округами. Полпредства тоже контролировали движение денег на макрорегиональном уровне – и совершенно неясно, что им сейчас делать. Именно поэтому Минниханов выдвигает следующий тезис: доверять нужно кому-то одному, а не нескольким чиновникам в регионе. И он прав. Это в «тучные» годы можно распределить ответственность вместе с финансовыми потоками. А в годы кризиса такое распределение приводит к тому, что деньги просачиваются между пальцев.
Западные наблюдатели и журналисты, которые присутствовали на форуме, назвали губернаторскую панель «самым интересным» событием в России за последнее время. Ее модератором, кстати, был бывший министр финансов Алексей Кудрин, который выступал на форуме с планом реформирования экономики. Но план Кудрина – бессмысленная болтовня просто потому, что он подразумевает серьезные политические изменения, на которые никогда не согласится невежественный и самоуверенный Путин. А вот губернаторское недовольство – это тенденция, которая демонстрирует, что за экономическим кризисом в авторитарной стране неизбежно следует институциональный.
Это как раз то, что погубило Советский Союз.