Зачем НБУ запрещает наличные
Нацбанк с 4 января резко ужесточил ограничения на использование наличных для оплаты покупок и услуг.
Деньги писали о готовящемся запрете на расчеты наличными свыше 50 тысяч гривен еще в начале августа 2016 года. Тогда НБУ опубликовал проект соответствующего постановления для общественного обсуждения, как это полагается при подготовке регуляторных актов. Несмотря на то, что Деньги обратили всеобщее внимание на опасность предложенных нововведений, “общественность“ не особо возмущалась. Ну а мнения реальных экспертов, а не подпевал НБУ, были Нацбанком традиционно проигнорированы.
Нововведение запускалось под вранье о так называемом “европейском опыте“ по ограничению использования наличных. О том, что на самом деле в наиболее успешных экономиках Европы таких ограничений нет, я писал ранее.
В конце концов было принято и введено в действие постановление НБУ от 25.11.2016 № 407 “Про внесення змін до постанови Правління Національного банку України від 06 червня 2013 року № 210 “Про встановлення граничної суми розрахунків готівкою”, согласно которому предельная сумма расчетов наличными физлиц с предприятиями в течение одного дня за товары, работы либо услуги, а также физлиц между собой по договорам купли-продажи, которые подлежат нотариальному удостоверению, снизилась со 150 тыс. грн до 50 тыс. грн.
Несмотря на декларируемые Нацбанком благие цели вроде повышение эффективности оборота наличных, расширения ресурсной базы банковской системы, налицо мощный шаг в сторону формирования тоталитарной фискальной системы в Украине. То есть продолжается дело Азарова-Клименко-Арбузова по уничтожению среднего класса в Украине. Это не ругань и не клевета: готовящееся введение так называемых косвенных методов определения налогооблагаемого дохода физлиц нуждается в резком ужесточении контроля за покупками и расходами физлиц. А косвенные методы – это когда налоговый чиновник будет доначислять налоги в соответствии с его собственным видением касательно доходов налоплательщика, сформированном на основании информации о его крупных расходах.
Какова возможная реакция рынков и нас самих? У нас в стране есть богатый опыт обхода ограничений, введенных в 2013 году бригадой Азарова-Клименко-Арбузова – до 150 тыс грн. Таким образом страна адаптировалась к постоянно висящим над головой рискам девальвации и банковских банкротств. Чаще всего при покупке той же недвижимости оплата через банковский счет проводилась “для галочки“, путем выдачи пакета документов, а реально покупатель и продавец рассчитывались валютой из рук в руки.
Ужесточение ограничений до 50 тыс гривен при том, что предоставляемая многими банками услуга “проведем расчеты без заноса денег на счет“ обходится в 1-1,5 тыс грн, означает, что во многих случаях придется искать иные методы. Например, могут пользоваться рассрочкой на несколько дней, тем самым уходя от лимита. Также могут дробить сумму покупки, если это в принципе возможно. И оплачивать наличными части покупки порознь. Такое особенно легко при покупке туристических путевок или иных услуг либо работ.
Многие уйдут просто в тень, да к тому же и легко перейдет на оплату долларами/евро. И государство перестанет получать налоги от тех, кто совсем недавно их платил.
Отменят ли такое ограничение? Не уверен. Идиотские экономические решения отменялись в Украине крайне редко. Ну а по поводу “косвенных методов“ - не говорите потом, что “нас не предупреждали“.