Все главные британские газеты публикуют статьи на основе обнародованных документов из национального архива Британии за 1989-1990 годы.
Статья об одной из части этих документов в Financial Times называется: "США боялись, что премьер-министр видит Советы союзниками против Германии".
Рассекреченные файлы показывают, что отношения Маргарет Тэтчер с канцлером Германии Гельмутом Колем были настолько плохи, что США боялись, что она готова пойти на партнерские отношения с Советским Союзом ради сдерживания Германии.
Из документов и писем становится очевидно, что после падения Берлинской стены в последние месяцы на Даунинг-стрит Тэтчер серьезно опасалась, что после объединенная Германия может начать доминировать на Европейском континенте и ради ее сдерживания хотела договориться с другими европейскими политиками.
Американские дипломаты были особенно встревожены после телефонного разговора Тэтчер и президента США Джорджа Буша в феврале 1990 года, когда она якобы сказала, что СССР был "важнейшим балансом немецкой власти".
Рассказывая о разговоре на брифинге, Тэтчер сообщила, что Джордж Буш "не мог понять, как вы могли бы подумать о русских, как о возможных союзниках против Германии". В то время Вашингтон рассматривал Москву как "глубоко враждебную" силу.
В бумагах кабинета есть и другие примеры, когда Тэтчер выражала скептицизм относительно немецких намерений. На частной встрече в Чекерсе в марте 1990 года Тэтчер и видные историки обсуждали, что для немцев характерны агрессивность, напористость, эгоизм, комплекс неполноценности, сентиментальность.
В то же время, как явствует из документов, Тэтчер, которая в конце 1980-х была настроена скептически по отношению к ЕС, схлестнулась со своим министром иностранных дел Дугласом Хердом. Херд предупреждал, что Британия не может тормозить все инициативы по евроинтеграции.
В ответ Тэтчер выступила с идеей "более широкой Европейской Ассоциации", которая сможет конкурировать с ЕС или даже его заменит, и в которую в долгосрочной перспективе сможет вступить Советский Союз.
Также из документов выясняется, что в описываемый период Тэтчер опасается Коля и симпатизирует Горбачеву, играя центральную роль в поддержке советской перестройки.
Оказывается, премьер-министр пыталась помешать воссоединению Германии, опасаясь, что это подорвет НАТО.
Советники Тэтчер в то время предполагали, что хотя Германия и Великобритания вроде бы и работают вместе для образования единого рынка, но у Британии в какой-то момент может возникнуть "необходимость установления более тесных отношений с Советским Союзом, чтобы сбалансировать слишком могущественную Германию".
Премьер-министр полагала, что заслуга в объединении Германии принадлежит людям из восточно-европейских стран и Горбачеву, а вовсе не немцам.
В итоге, именно объединенная Германия сблизилась с путинской Россией и результаты этого "сближения" Европа и весь остальной мир еще долго будет расхлебывать. С другой стороны, становится более понятными мотивы #Brexit.
В свое время, я прожил достаточно долго в Англии и вполне внятно усвоил настроения британских аборигенов: что немцу хорошо - англичанину смерть.
С наступающим!