Можно, конечно, долго спорить, какой же будет рост ВВП в 2016 году — 1% или 2%, но это, скорее, не имеет значения.
Это в статистике и математике называется "база сравнения". После того, как ВВП Украины за 2014-2015 годы упал почти на 17%, любой рост на уровне меньше 5%, — это не рост, это факт, который указывает, что "дно" кризиса достигнуто, но реального роста экономики нет.
И теперь ключевой вопрос: будет ли этот рост в 2017 году?
Но для начала стоит сказать пару слов о том, что же радикального произошло в экономике нашей страны в 2016-ом.
Во-первых, теперь в Украине, как и в Белоруссии, Казахстане и Узбекистане, государственная монополия на финансовом рынке. Президенту Украины Петру Порошенко теперь подконтрольно больше 50% банковских активов, большее 60% денег населения и около 55% денег юрлиц. Теперь главным в банковском секторе и финансах Украины является государство, которое и будет определять работу финансового рынка в 2017 году.
Сложно угадать, куда и как поведет Порошенко финансовый сектор Украины в 2017 году. Но, скорее всего, доля государственного финансового сектора будет расти и не исключено, что даже ряд банков с иностранными собственниками решит отдать государству свои банки за одну гривну. Поэтому теперь ставки по депозитам и кредитам будет определять не рынок, а Минфин и НБУ.
Может быть, это позволит действительно запустить кредитование в Украине по низким ставкам в гривне. В любом случае, бизнес очень нуждается в возрождении кредитования, а для этого нужны дешевые кредиты, которые как раз госбанки и могут обеспечить.
Промышленность Украины за 2016 год, скорее всего, покажет рост около 2%, но это неважно. Сейчас все внимание отечественной экономики приковано к аграрному сектору. Доля аграрного сектора в ВВП Украины за 3 квартал уже достигла почти 20% и не исключено, что в 2017 году будет только расти. Очень заметно, что крупный бизнес начал сворачивать производство и все больше и больше уходить в аграрный бизнес. Тем более, что в структуре экспорта Украины доля продуктов питания уже достигла отметки в 40%.
В нашей стране идет целенаправленное изменение структуры экономики. Закрывают машиностроительные, химические и даже металлургические предприятия. Их роль уменьшается, зато растет роль предприятий пищевой промышленности. Как пример, за ноябрь 2016 года производство подсолнечного масла в натуральных единицах выросло на 40% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а производство автомобилей упало на 53% за тот же период.
Поэтому даже когда говорят о возможном росте промышленного производства, то прежде всего подразумевают производство продуктов питания, которое действительно имеет потенциал к росту и может привлекать инвесторов.
Украине катастрофически не хватает рынка с/х земли. Если удастся в 2017 году запустить рынок с/х земли, то тогда действительно можно ожидать рост ВВП больше 5%. Без земельного рынка экономический рост не будет существенным, если он вообще будет.
Металлургия за 2016 год показала рост производства, но это по сравнению с провальным 2015 годом. Если сравнить объемы производства металла с 2014, а тем более 2013 годом, то там заметно головокружительное падение. Тем более, что в мире сейчас наблюдаться перепроизводство металла. Китайские металлургические заводы вынуждены останавливаться, нет сбыта.
Откровенно порадовало строительство. После довольно-таки длительного падения, в 2016 году индекс строительного производства за 11 месяцев показал рост 14% по сравнению с 2015-ым. Во многом это заслуга украинцев. В последнее время люди стали больше инвестировать деньги в недвижимость. В результате строители ожили и стали более активно работать.
Это, в первую очередь, касается крупных городов. Есть надежда, что строительный азарт будет продолжаться и в 2017 году. Тем более, что застройщики удачно нашли точку равновесия между ценной на жилье и платежеспособностью населения. Цены на жилье в гривне выросли, но зато в долларовом эквиваленте упали. В результате украинцы, которые меняют доллары на гривну, имеют возможность купить жилье с плюсом.
Но этот бонус может уже в 2017 году закончиться. Цены в гривне на жилье будут расти в 2017 года во многом потому, что у строителей уже есть стабильный покупатель и они будет стараться получать максимум дохода. В этой ситуации было бы очень хорошо, чтобы госбанки запустили ипотечное кредитования населения. Это бы действительно стало замечательным драйвом и для строительства, и экономики Украины в целом.
В 2016 года реальная заработная плата выросла на 6,2% за десять месяцев по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Мало, очень мало. Средняя официальная заработная плата в долларовом эквиваленте за 10 месяцев 2016 года составила $197. Это почти на двадцать долларов больше, чем в 2015 году, но, к сожалению, в два раза меньше, чем в 2013 году.
Пока что покупательная способность украинцев остается низкой, поэтому и рост розничных продаж в 2016 году уже имеет место, но еще недостаточное, чтобы бизнес мог успешно работать.
У нас экономика все больше и больше завит от экспорта, а должна ориентировать на внутренний рынок. Тут пока не получается добиться больших успехов, так как население все же экономит, вместо того чтобы тратить и тратить. Для этого очень важно повысить не столько номинальную, но и реальную заработную плату украинцев.
Ожидаемый рост минимальной заработной платы в 2017 году должен стимулировать рост номинальной заработной платы, но реальный рост зарплаты будет возможен, если не будет существенной девальвации гривны и, как результат, роста инфляции. Ибо в следующем году есть большая опасность, что весь рост зарплаты будет погублен ростом цен, и опять украинцы будут экономить.
Действительно следующий год может внести определенный драйв в экономику, но для этого нужно чтобы украинская власть сделала два важных действия: запустила дешевое кредитование и открыла рынок с/х земли. Если это не будет сделано, то 2017 год будет опять годом стагнации, когда не будет падения экономики, но не будет и роста. Нельзя обеспечить рост экономики только за счет лозунгов и обещаний.