Считаю, это пощечиной для Путина, ведь заседание ЕЭС было знаковым мероприятием для него и для евроазиатской интеграции. Российские СМИ мало писали об этом факте, а белорусские СМИ молчали и как бы сделали вид, что такого мероприятия просто не было. Сам Лукашенко в это время проводил встречи по привлечению инвестиций.
Назову несколько вещей, которые произошли в последнее время. Во-первых, Беларусь и Россия так и не согласовали формулу цены на газ и формулу поставок нефти. Хочу заметить, что вопрос цены на газ – это не вопрос цены 2017-го года, а еще 16-го года. То есть, Беларусь и Россия год не могли согласовать цену на газ. Почему Россия его не отключала – это уже вопрос к тому, кто как заключает договоры. Беларусь считает, что за газ расплатилась, а Россия считает, что у них долг. Беларусь же отказывается его признавать. Россия пыталась шантажировать поставками нефти, поставила меньше, чем прописано в контракте. Вопрос цены на нефть стоит достаточно остро, но все переговоры по этим спорным моментам перенеслись на 2017-ый год. Так что напряжение между двумя странами нарастает.
По поводу подписания Таможенного Кодекса, Лукашенко сказал, что вот давайте мы посоветуемся с экспертами. Это очень напоминает середину 2000-ых годов, когда Россия пыталась выкрутить руки с ведением единой валюты союзного государства. Тогда Лукашенко тоже советовался с оппозиционными аналитиками, но все это было похоронено под кучей бумажек. Тоже самое может быть в результате принятия Таможенного Кодекса. А вот компромиссы по нефтегазовым вопросам будут найдены.
Касательно политической составляющей, то понятно, что Россию все меньше устраивает позиция официального Минска. Но пока не завершен кризис в Украине, пока остается открытым вопрос в Сирии, у Кремля достаточно сильно связаны руки. Лукашенко это понимает. С другой стороны смена Президента в Америке, выборы во Франции, приведет к тому, что при попытке нормализации отношений с Россией, может состояться размена интересов. Где-то Россия поступится. Поэтому Лукашенко с одной стороны пытается максимально артикулировать свои претензии, а с другой – хочет ускорить приведения в Беларусь силы, которая может дать России по рукам. Это Китай.
Программа белорусского правительства до 20-30-го года очень много говорит о белорусско-китайском сотрудничестве и очень мало говорит о союзном государстве.
Из-за войны в Украине и потере Крыма, Китай лишился промышленной площадки, а Беларусь умудрилась перевести этот проект на свою территорию. Полтора месяца назад был подписан договор "доверительного стратегического партнёрства". В 2017-ом планируют начало выпуска беспилотников в технопарке Великий камень, с китайской стороны - государстенная "оборонка". Проектов много - от создания новых типов вооружения до участия Китая в развитии белоруской энергосистемы.
Ведь в случае эскалации официальному Минску не на кого надеяться. Евросоюз не будет вступаться за Беларусь, а Украина, максимум, что может сделать, это принести цветы под белорусское посольство.
Не буду комментировать, насколько привлечение Китая в стратегии 15-20 лет выгодно Белоруссии, но с точки зрения тактических интересов 5-6-ти лет это сможет разбавить ситуацию. И Лукашенко делает все возможное, чтобы к средине 17-го года, когда будут формироваться договора или перестройка между Западом и Россией, Китай зашел в Беларусь. Если этого не будет - может быть какой-то новый президент, который придет под национальными флагами, но при этом будет проводить нужную Кремлю политику.